Посуда, музыкальные инструменты, предметы мебели и ювелирные украшения из Таджикистана всегда имели спрос за рубежом. Все из-за того, что мастера этих народных промыслов изготавливают не просто изделие, а творят настоящие шедевры искусства, создавая на них уникальные орнаменты, которые выполнены с компьютерной точностью.
Это искусство называется «кандакори». С таджикского переводится как «резная гравировка». Одним из направлений «кандакори» является «чубкори» или «резьба по дереву». Мастера этим искусством занимаются поколениями. Доро Ниезов – один из именитых мастеров в республике. Его творения каждый год украшают выставки в Европе и за океаном и каждый раз он распродает все свои изделия. Родом Доро из небольшого горного района Айни, который расположен на севере страны. Мастер утверждает, что в его роду «чубкори» занимаются уже в пятом поколении. Сегодня в своей небольшой мастерской в Душанбе он работает вместе с детьми и племянниками. Считает своим долгом передать ремесло следующим поколениям.
По словам мастера, любое его творение сначала создается на бумаге с помощью карандаша. Именно на этом этапе нужно сконцентрировать весь свой креатив и фантазию. А это возможно при полном спокойствии. Такие моменты вдохновения могут прийти к мастеру раз или два в неделю и абсолютно неожиданно. В такие моменты у него всегда под рукой имеется небольшой блокнот и карандаш, для того, чтобы запечатлеть тот рисунок, который витает в мыслях. Чтобы закончить один готовый орнамент на бумаге, у мастера уходит месяц, а то и два.
Когда рисунок готов, его переносят на изделие. Это может быть любой деревянный предмет – шкатулка, деревянное полотно, рамка для картины, обычная дверь или гигантские ворота. Трафарет из рисунка готовят на компьютере, его размер зависит от площади, которую необходимо гравировать. Для гравировки мастер в основном использует такие инструменты, как: молоток, стамеска, ножи, косяки и штихеля.
Процесс гравировки долгий и рутинный. В основном узоры наносят на орех, можжевельник, тутовник или шелковицу, так как у этих деревьев плотная структура. В работе от мастера требуется полная сосредоточенность. Если при резьбе больших рисунков ошибки можно исправить, то при работе филиграни малейшая ошибка забракует весь труд вместе с изделием. Поэтому для украшения небольшой шкатулки у мастера уходят 4-5 рабочих дней. Для того, чтобы рисунок получился объемным, мастера завершают свою работу чеканкой – это когда рисунок полностью выполнен, на его заднем фоне делают небольшие углубления с помощью гвоздя и молотка.
Вообще само «чубкори» имеет несколько направлений. Например, «кандакории барджастаи мукарнаси» – резьба-барельеф, «кандакории хамвор» – прямая‚ гладкая резьба, «чукур» – глубокая; «дутарафа» – решетка, «руйбаст» – закрытая. И мастера каждого региона имеют свой почерк в работах. Например, у мастеров с севера на рисунках больше природы – это деревья и цветы, а у мастеров с востока страны – различные элементы и знаки исламского и доисламского периода.
После того, как гравировка завершена, мастера шлифуют их и покрывают несколькими слоями лака. Изделия отстаиваются два или три дня, после чего уже поступают на продажу. Любые изделия ручной работы всегда имеют высокую цену. Этот феномен Доро объясняет тем, что во время работы мастер вкладывает не только силы и мысли, но и душу. Можно сказать, что для мастера изделие становится собственным ребенком. Доро признается, даже несмотря на то, что его работы покупают за большие деньги, его это отнюдь не радует, так как с ними он совсем не хочет расставаться. Сложнее всего, когда это работа сделана под заказ, так как в этом случае он не вправе не отдавать изделие.
Мастер Доро говорит, именно через культуру народа можно понять то, какой является та или иная нация. Еще со времен Шелкового пути изделия таджикских мастеров хорошо знали и покупали в Европе и других странах. Сегодня изделия в стиле «чубкори» вновь набирают еще большую популярность в республике. Все благодаря поддержке ремесленников со стороны государства. В стране в 2019 году даже была принята специальная программа под названием «2019-2021 годы – это годы развития села, туризма и народных ремесел». Благодаря этому изделия местных мастеров ежегодно участвуют в конкурсах странах Европы и про мастеров «чубкори» из Таджикистана узнают во всем мире.
Подробнее в сюжете: СНГ: история и векторы развития
Читайте также: