«Людей надо не по разговорам, не по одежде, а по работе различать».
В театре имени Моссовета поставили одно из самых загадочных произведений Максима Горького «Старик». В контексте творчества писателя оно занимает особое место, а философско-нравственную проблематику связывают с творчеством Федора Михайловича Достоевского. Чтобы поговорить о сегодняшнем дне с помощью своей постановки, Юрий Еремин выбрал классику не случайно. Это попытка разгадать «вечные», неисчерпаемые смыслы.
В одном уездном городке живет строитель-предприниматель Иван Васильевич Мастаков (Захар Комлев, Дмитрий Попов). Воспитывает двоих детей – 20-летнего пасынка Павла (Алексей Трофимов, Митя Федоров) и 18-летнюю падчерицу Татьяну (Анна Михайловская, Глафира Лебедева, Евдокия Карева). Трудится честно, недаром говорит: «Работа всегда дороже денег». Влюблен в красавицу Софью Марковну (Евгения Крюкова, Екатерина Гусева) и намерен сделать ей предложение, хоть пока и умалчивает об этом.
- Новый дом строить начну!
- Жениться что ль собрался?
- Строиться я люблю.
И все было бы хорошо, вот и сад уже вырубил, одни пеньки остались на авансцене. Как вдруг на пороге дома появляется странник (Виктор Сухоруков), который знает тайну Мастакова. Теперь жизнь и счастье Ивана Васильевича полностью в его руках… Кстати, внимательный зритель заметит, что спектакль начинается с того, что вырубают погибшее дерево – такая же судьба ждет и хозяина двора. А на пеньках уже никогда не появятся новые зеленые листочки – символы возрождающейся жизни и надежды. И есть ли спасение, как сказано в анонсе к спектаклю, от духовной оккупации, способной без оружия и физического насилия, лишь воздействуя на психику и манипулируя сознанием, уничтожить личность, погубить, растоптать не только отдельного человека, но и целые нации?
Как говорит жених Татьяны Яков (Олег Отс, Нил Кропалов), «человек обязательно испугается, ведь у каждого из нас есть что-то такое, что он скрывает». И он хвастается перед невестой лишь своей властью над людьми и даже не пытается ей доказать свою любовь. Да и жениться-то он собрался вовсе не по велению сердца, а по воли отца. «Да она глупа», – говорит он Харитонову (Сергей Зотов, Евгений Ратьков). На что тот отвечает: «Да тебе же лучше!» А сам-то умен ли он? Пожалуй, только считает себя умнее других.
Здесь вообще трудно говорить о нормальных здоровых взаимоотношениях между людьми. С виду благополучная семья на деле оказывается не такой уж счастливой и благовидной. Павел влюблен в Софью Марковну. Он ищет любви, но над этим заикающимся парнишкой лишь посмеиваются все вокруг. Татьяна тоже не спешит отвечать взаимностью Якову, а Харитонов не прочь приударить за Софьей Марковной и делает ей спьяну предложение на глазах у Мастакова…
В этой постановке переплетаются несколько жанров, как отмечают авторы: от почти что детективной по своей остроте истории до классической мелодрамы с ее глубокими душевными переживаниями, любовью и ненавистью, добром и злом, встречами и неизбежными расставаниями.
Но главное – это тайна, которую хранит хозяин дома. Некогда его осудили за преступление, которого он вроде как и не совершал. Но глядя на то, как он боится признаться в том, что сбежал из тюрьмы, не очень-то и верится, что осужден он был безвинно. И теперь во власти Странника, с которым Мастаков когда-то сидел, разрушить его счастливый быт.
Боясь потерять все, Иван Васильевич признается Софье Марковне и раскрывает ей свое прошлое. Та пытается разрешить ситуацию и встает на защиту своего возлюбленного. «За деньги можно всего добиться», – говорит она и предлагает сначала подкупить Странника, но видя, что тот не соглашается, надеется подкупить судей. Пробует она и договориться с Девицей (Татьяна Храмова), которую повсюду за собой таскает непрошенный гость: «Она везде ходит за мной как глупость моя». Создается ощущение, что несмотря на свою красоту, эта женщина пытается купить себе любовь. Вот удивительно, но и Захаровна (Татьяна Родионова, Маргарита Шубина) готова подсыпать мышьяк бродяге, лишь бы никто ничего не узнал. И невольно напрашивается вопрос: а какая каждой из них выгода в том, чтобы сохранить тайну хозяина дома?
«Темно живешь. Богато, хорошо, а темно», – подмечает Странник. И есть в этой фразе олицетворение всего образа жизни Мастакова. Нет здесь светлых идей. И то, что на первый взгляд кажется благородным, на деле оказывается лишь прикрытием. И показывают это как раз взаимоотношения между членами семьи. Какие-то они все неискренние, ненастоящие, можно сказать – себе на уме. К слову, сам Странник вызывает поначалу даже большую симпатию, чем все остальные, своими емкими и меткими фразами. Но постепенно образ этого персонажа раскрывается. Становится понятно, что он пришел сюда мстить из зависти. «Страдание важнее работы», – говорит он. А хозяин дома подмечает: «Кому нужно твое страдание?»
А действительно, кому нужно страдание другого человека? И что может дать месть?
- Помучить хотите человека? Вас мучили, и Вы хотите…
- Счастливых я не люблю. Счастливый – он гладкий. Выглядит как мыло.
- Есть же в Вас хоть что-нибудь человеческое?..
- Есть. Ищи. Найдешь?
Но человеческого здесь нет ни в ком. Мы видим, как жалок человек, когда его тянет прошлое. И понимаем, что как ни пытайся от него убежать, рано или поздно оно все равно тебя настигнет.
- Что теперь будет?
- У нас есть связи, у меня есть деньги. Но главное – с Вами мое сердце. Я буду бороться за Вас, я не отдам Вас.
Но печать прошлого уже никогда не отпустит Мастакова. Страх его так велик, что даже в словах любимой женщины он не видит надежды на спасение. Ему уже не нужны ни деньги Софьи Марковны, ни что-либо другое. Он выдает сам себя и объявляет Харитонову, что был осужден. Берет в руки ружье…
«Негодяй! Подлец! – кричит Странник при виде застрелившегося хозяина дома. – Обманул! Бежать надо!» И подписывает тоже сам себе еще один приговор, убивая свою спутницу-девицу, которая изменила ему с Павлом и тоже хотела предать.
На сцене появляется оркестр. Звучит веселая музыка и становится понятно, что этим людям нет места на этом празднике жизни. Они сами себе вырыли могилу, тщательно стараясь убежать от ответственности и суда. И непонятно, то ли не верили в справедливость, то ли действительно пытались забыть, как однажды уже оступились. Но давал ли кто право человеку судить другого!?..
Подробнее в сюжете: Театр