Госдума приняла закон о бесплатной газификации. В Послании Федеральному Собранию президент поручил довести уровень газификации в стране к 2030 году до 83%. Сейчас он составляет 71,4%. Кто сможет быстрее подключиться к сетям и сколько это будет стоить, телеканалу «МИР 24» рассказал заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
- Что мешало развитию газовых сетей?
Александр Фролов: Мешало сразу несколько факторов – первый связан с организацией газификации. Она у нас двухуровневая: за первый отвечает «Газпром», за второй – местные власти. «Газпром» обеспечивает подведение газопроводов к населенным пунктам, а власти – разведение в самих населенных пунктах.
К сожалению, бывали ситуации, когда власти завышали потенциальный спрос, были не готовы к принятию газа: труба магистральная построена, а подавать газ некуда, потому что пока не построены газопроводы в населенных пунктах. Была и вторая составляющая – связана она с деньгами – с тем, что сейчас подключение стоит очень дорого.
Бывали случаи, когда труба есть, но у домохозяйства нет 300 – 350 тысяч рублей, чтобы газ подключить: получение условий, составление проекта, выполнение работ, а еще само оборудование не бесплатно достается. Это и котел, и плита, которую вы должны будете купить.
- Сейчас стоимость программы газификации оценивают примерно в два триллиона рублей. Эти деньги на что пойдут?
Александр Фролов: Это крайне условная цифра – на строительство сетей, на их подведение не только к городу. Мы исходим из того, что есть инвестиционная программа «Газпрома», который за счет собственных средств строит газопроводы к населенным пунктам. Эта сумма учитывает и уже заложенные средства на строительство газопроводов к населенным пунктам, и строительство в населенных пунктах – вплоть до разведения по улицам. У вас по улице идет газопровод, и подключение идет к нему. Это и строительство газораспределительных станций – всего того, что необходимо для поставки газа к конечному потребителю.
Два триллиона носят оценочный характер. Пока говорить о том, что программа будет стоить именно два триллиона рублей, рано.
- Какова роль местных властей в реализации программы?
Александр Фролов: Они строят магистральный газопровод – они должны обеспечить строительство газопроводов внутри населенных пунктов. Они должны подать обоснованные параметры потенциального спроса: оценить, какое количество потенциальных потребителей у них есть, на какой спрос на газ они рассчитывают в ближайшие годы. Это необходимо, чтобы строительство инфраструктуры со стороны «Газпрома» было более адекватным – как по мощности, так и по срокам.
Если у вас есть 400 – 500 дворов, которые вы хотите подключить к газу, вы примерно прикидываете, какое потребление будет у каждого из них, и сообщаете, что нужно определенное количество газа. Ваша оценка может быть не верна, так как из пяти сотен дворов половина может быть пустыми, в которых никто не живет. Еще у сотни нет денег, и даже кредит им не дадут, и у вас останется 150 дворов. А газопровод рассчитан на то, что спрос будет со стороны пяти сотен.
Кроме того, у регионов есть планы по развитию промышленного производства, сельского хозяйства, строительства торговых центров – это тоже создает потенциальный спрос на газ, и вы должны его тоже учитывать.
- С точки зрения хозяина частного домовладения какие условия должны быть выполнены для подключения?
Александр Фролов: Дом должен находиться не дальше 200 метров от газопровода. Понятие несколько условное, потому что может получиться, что дом находиться ближе, но на пути к нему могут быть расположены иные объекты, которые по строительным нормам надо будет обходить, и длина трубы, хоть и расстояние по прямой меньше 200 метров, может оказаться больше 200 метров.
- Известно, что стоимость проектов варьируется от десятков тысяч до миллиона рублей.
Александр Фролов: До бесконечности.
- Возможно ли приведение к единому знаменателю?
Александр Фролов: К сожалению, к единому знаменателю всех подвести невозможно, именно потому, что разные условия, в которых дома построены. Если бы у нас было, как в европейских странах, где все по линеечке, и то в представлениях о европейских странах. Условно европейскую страну берем: улицы параллельны друг другу, все по линеечке дома, однотипные, на одинаковом расстоянии друг от друга и, соответственно от будущей трубы. Тут можно было бы говорить о неких единых условиях. И то подведение газа к разным регионам будет проходить по-разному чисто физически, потому что географический фактор никто не отменял.
Кроме того, есть еще такой момент как перепад высот: если ваш населенный пункт находится в горах, на склоне горы, то подведение газа к вам будет более сложной инженерной задачей, чем подведение газа к населенному пункту, находящемуся на равнине, в непосредственной близости от магистрального газопровода, по которому газ идет в сторону Европы. Это совершенно разные условия, и здесь общий знаменатель физически невозможен.
Но что собираются делать? Собираются сделать службу «одного окна». Когда мы говорим «собираются сделать», то надо говорить, что будут переносить существующую практику, которая уже была опробована в течение многих лет, например, в той же Тюменской области, на всю территорию Российской Федерации. То есть там уже была реализована функция «одного окна», куда вы приходите, вы отдаете все необходимые документы, вам дают папочку. В папочке телефон вашего менеджера, с которым вы можете связаться, и за две недели в идеальных условиях вам здесь же делают техусловия, проект, и к вам выезжает бригада, чтобы вас подключить.
Люди, которые занимались газификацией своих домов, я думаю, сейчас схватились за голову: как две недели? А вот так! За две недели все это можно сделать. Опять же, если служба у вас собрана в одном месте, если отлажен механизм создания и прохождения всех необходимых документов, чтобы ваш дом подключить к газу. Люди ходят и год, и полтора могут ходить – всякие бывают истории, и тут не в деньгах даже дело. Создание службы «одного окна» уже снижает стоимость выполнения работ, притом кратно.
По существующей практике можно снизить общую сумму подключения без учета оборудования, которое вы ставите в своем доме, в семь раз. Да, это неплохо, мне кажется. Вот в семь раз снизить весь спектр. То есть сроки кратно снижаются. Кратно снижаются платежи, которые необходимо вам внести. Разумеется, мы опять упираемся в то, что единого некоего примера мы привести не можем, потому что у всех ситуации разные. У всех могут быть индивидуальные условия, которые выходят за рамки среднего арифметического.
Подключение можно снизить до 40-50 тысяч. Можно. Не утверждаю, что может быть именно так. Это я учитываю, что подведение к участку будет обходиться бесплатно, и не учитываю внутридомовое газовое оборудование, потому что котлы не бесплатны, это довольно дорого.
Подробнее в сюжете: Гости эфира