5 июня исполняется 80 лет польской актрисе Барбаре Брыльской, хорошо знакомой телезрителям всего постсоветского пространства благодаря роли Нади Шевелевой в знаменитой комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!». Не одно поколение россиян раз за разом встречало Новый год, сопереживая ее экранной героине и желая ей счастья. Всего же актриса снялась более чем в 70 фильмах.
В честь юбилея Барбары Брыльской рассказываем о том, как девочка из польской провинции стала звездой экрана, почему она всегда влюблялась в бабников и как ее заприметил Эльдар Рязанов.
Барбара родилась в июне 1941-го в оккупированной Польше, в деревне Скотники возле города Лодзь. Впрочем сама она говорила, что на самом деле родилась 29 мая, а мама записала ее неделей позже. Отец ее был слесарем, а мама зарабатывала на жизнь шитьем. Жила семья очень бедно, тем более что на детские годы будущей звезды экрана выпали все лишения военных и послевоенных лет.
Семья родителей была религиозной и очень консервативной, поэтому будучи подростком, она отличалась от своих подруг крайней застенчивостью и даже скованностью. Окончив младшую школу, Бася (так ее звали в семье) поступила в художественный лицей: девочка хорошо рисовала. О театре она тогда и не помышляла. Но потом случилось так, что в ее школу приехал помощник режиссера с ассистентом – им надо было подобрать симпатичную школьницу для небольшой роли в фильме «Галоши счастья».
Выбор пал на Барбару: в 15 лет она была уже очень красива – с правильными чертами лица и идеальной фигурой. Эти съемки целиком перевернули ее представление о себе. Скованная девочка вдруг стала школьной звездой. Ее кумиром в те годы была роскошная Брижит Бардо: Барбара делала прически «под Брижит», и даже подпись выработала как у любимой актрисы, инициалами – «Б. Б.».
Барбара стала посещать театральный кружок. После школы она сперва поступила в Лодзинскую высшую театральную школу, а потом продолжила образование в Варшавской высшей школе театра, кино и телевидения, которая и в те годы уже была одной из самых прогрессивных киношкол Европы.
Свою первую главную роль Барбара Брыльска сыграла за два года до окончания учебы, в исторической драме Ежи Кавалеровича «Фараон» (1965). В этом фильме она появилась в картине в образе Камы, жрицы Астарты. Прозрачные облачения жрицы, сквозь которые угадывалось обнаженное тело актрисы, делало ее героиню очень сексуальной. После выхода на экраны этого фильма к Барбаре пришла огромная популярность.
Актрисе часто приходилось сниматься полуобнаженной или совсем обнаженной, что было сложно для девушки с таким пуританским воспитанием, как у нее. Но Барбара всегда умудрялась добиваться от режиссеров уступок, которые помогали соблюсти приличия. Так, в картине «Анатомия любви», которая принесла ей по-настоящему громкую славу, актрисе пришлось сниматься абсолютно голой. Но она попросила режиссера снимать ее с подсветкой со спины, так, чтобы обнаженная фигура угадывалась только в контурах. А перед съемками постельной сцены уговорила своего партнера натянуть на себя колготки телесного цвета.
Фильм имел ошеломительный успех. Для 1970-х годов смелая драма с постельными сценами и элементами эротики – это была просто бомба. А режиссер Эльдар Рязанов, посмотрев эту картину, хорошо запомнил актрису, которая, по его собственным словам, «продемонстрировала удивительную деликатность в интимных сценах».
Поэтому, когда через три года он выбирал исполнительницу главной роли для фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», Эльдар Рязанов вспомнил польскую актрису и пригласил ее на пробы. Ему нужна была такая девушка, чтобы зритель верил: ее можно за несколько часов полюбить на всю жизнь. И при этом зритель должен был поверить в то, что ее личная жизнь долго не складывалась.
На роль Нади Шевелевой пробовались многие отечественные актрисы: Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, Валентина Талызина (голосом которой впоследствии и говорила главная героиня) и другие. Также режиссера уговаривали пригласить на эту роль Алису Фрейндлих. Однако он раздобыл телефон запомнившейся ему польской актрисы и позвонил ей в Варшаву.
Прочитав сценарий, Барбара вылетела на кинопробы в Москву и была утверждена на роль с первого раза. Единственным серьезным препятствием для актрисы оказался ее неискоренимый акцент. Ведь Надя Шевелева – учительница русского языка. Пришлось Рязанову целиком переозвучивать свою героиню. Зрители горячо полюбили фильм Рязанова, и Барбару Брыльску в главной роли приняли всей душой. За эту роль ей была даже присуждена Государственная премия СССР.
Возможно, актрисе так хорошо удалась роль Нади Шевелевой еще и потому, что сама она, как ее героиня, хорошо знала, что такое любовь с первого взгляда.
Со своим первым мужем Барбара Брыльска познакомилась, когда она еще училась в школе. 17-летняя Барбара вместе с классом возвращалась в поезде после экскурсии в Краков. В поезде они и у видели друг друга: высокий, красивый, черноволосый юноша смотрел на нее не отрываясь. А потом подошел и попросил ее адрес. В разговор немедленно вмешалась бдительная учительница. Но он все равно отыскал девушку, и весьма скоро.
Его звали Янек Боровец, и ему было 23 года. Они были первой любовью друг друга, и им казалось, что вместе они навсегда. Их брак продолжался восемь лет. По воспоминаниям актрисы, Янек был добрым и очень хорошим человеком. Математик и человек из совсем другой общественной прослойки, он, тем не менее, с пониманием относился к ее образу жизни, известности, разъездам, готов был терпеть съемки в любовных сценах и «не замечал» даже романы своей жены. Но у пары не было детей, о которых оба мечтали. Поэтому в конце концов брак распался.
Вторым мужем актрисы стал ее сокурсник Ежи Зельник, который был моложе ее на 5 лет. В разгар романа Барбара даже привела его на съемочную площадку фильма «Фараон». Может быть поэтому страсть между ними в кино выглядит такой достоверной: актерам не пришлось ничего играть, все было по-настоящему. Однако Ежи не собирался хранить ей верность, поэтому брак не продержался и трех лет.
Впрочем и сама актриса влюблялась и была любима. Еще до развода с Ежи Зельником Барбара Брыльска познакомилась на съемках кинофильма «Белые волки» с югославским актером Слободаном Дмитриевичем, которого Барбара впоследствии называла своей самой большой любовью.
«Его страсть, открытость в любви и неуемная чувственность ошеломили меня. Ради него я готова была бросить все: работу, мужа, страну! Мне показалось, я не могу без него жить, дышать», – вспоминала Брыльска в одном из своих интервью.
Влюбленные жили в гражданском браке около года, но планировали пожениться. Слободан хотел, чтобы его избранница оставила кинокарьеру и занималась только семьей, и ради него она была готова даже пойти на это. Однако, когда актер привез Барбару в Югославию, чтобы познакомить со своими родителями, возникли проблемы. Его мать была категорически против их свадьбы. В конце концов она популярно объяснила актрисе, что ей лучше забыть Слободана: разведенная полька – это не та партия, которой достоин ее сын. Так что брак с ним так и не состоялся.
Третьим мужем Барбары Брыльской стал врач Людвиг Космаль, с которым актриса прожила целых 18 лет. В этом браке у нее наконец появились дети: в 32 года родилась дочь, а в 42 – сын. Однако брак был непростым: Людвиг не был столь же востребован на работе, ревновал жену к славе, гонорарам, ко всему ее образу жизни. Она терпела, но впоследствии называла это ошибкой. Актриса рассказывала: «Он использовал все мои силы, всю мою любовь, не говоря уже о деньгах. Он безумно любил наших детей, но продолжал пить, пропадал где-то месяцами: измены, женщины».
В одном из своих интервью она с грустью сказала, что идеальный мужчина в ее жизни так и не встретился – она почему-то все время влюблялась в бабников: «Бабники – очень хорошие мужчины. Они любят женщин – как можно их не любить за это?».
Тем не менее, оглядываясь назад, актриса считает свою жизнь вполне удачной. Во всяком случае до того момента, когда произошла трагедия с ее дочерью. Дело в том, что в 20 лет юная и успешная красавица Барбара-младшая погибла в автокатастрофе. За рулем сидел друг Баси – сын известного режиссера Жулавского, который всего за полгода до этого получил права.
«Я прожила богатую, насыщенную жизнь, – рассказывала актриса. – Была счастлива. Это даже не стакан счастья, а целое ведро. Одному человеку и пятисот лет не хватит выпить его до дна. Но за все надо платить. Потеря дочери перечеркнула мою жизнь. С ее гибелью все закончилось, остановилось, как остановились в эту минуту часы в моем доме». В течение трех лет после смерти дочери актриса скрывалась ото всех, живя на антидепрессантах. Только необходимость заботиться о сыне-школьнике постепенно вытащила ее из скорби и отчаяния.
Больше она не влюблялась с первого взгляда. «Я постарела, – вздыхала актриса. – Душа только осталась молодой. Что я могу поделать, если мне нравятся только красивые молодые мужчины, а мужчин своего возраста не воспринимаю категорически».
После перерыва в несколько лет она снова стала сниматься в кино, правда, чаще ее звали сниматься в России. В 2000-х годах она снялась в шести отечественных фильмах, в том числе в продолжении «Иронии судьбы».
Последние несколько лет Барбара Брыльска перестала отмечать дни рождения, потому что годы, по признанию актрисы, дают о себе знать. А тут еще и онкологическое заболевание, с которым актриса борется последнее время. Зато сын осчастливил ее двумя внуками – Шимоном и Якубом. В них теперь сосредоточены все ее надежды и радости.