1 мая смотрите сериал «Красная королева» на телеканале «МИР». Прототипом главной героини этого сериала стала легендарная советская манекенщица Регина Збарская, которая была звездой подиума в начале 1960-х годов и приобрела огромную популярность на Западе.
В 1961 году в составе советской делегации она впервые выехала в Париж, где представила коллекцию модельера Веры Араловой. Вскоре Збарская стала представлять СССР на всех зарубежных показах. Ей восхищались Пьер Карден, Кристиан Диор, Ив Монтан и Федерико Феллини. Ее называли «советской Софи Лорен» и «самым красивым оружием Кремля».
Как создавались коллекции одежды, почему массовая мода так сильно отличалась от того, что показывали модели на подиуме? И вообще, каким было закулисье советской моды?
В 60-х годах XX века у советских женщин было не очень много возможностей выглядеть модно и стильно. Легкая промышленность СССР штамповала одежду, руководствуясь в основном ее практичностью и безотходностью производства: много, одинаково и безвкусно. Поэтому хорошей одежде на прилавках советских магазинов неоткуда было взяться. К тому же, сама мода, как и любовь к хорошей стильной одежде, считалась буржуазным пережитком и не приветствовалась официальной идеологией.
Мода в СССР была очень далека от народа: на подиумах красовались модели в эффектных нарядах, но до производства эти наряды не доходили. В Общесоюзном доме моделей одежды на Кузнецком Мосту (ОДМО) работали талантливые художники-модельеры, проходили открытые показы одежды, разрабатывались коллекции для более чем 500 швейных объединений страны. Однако творческая атмосфера дома моделей находилась в постоянном конфликте с плановостью советской экономики и возможностями швейных предприятий.
Каждый месяц модельеры должны были предоставлять на суд художественного совета определенное количество авторских моделей. Да таких, чтобы они воплощали новые тенденции советской моды, и при этом были пригодны для массового производства.
К характеристикам «социалистической моды» в противовес буржуазной роскоши в то время относили умеренность, скромность, приверженность классическим канонам красоты, практичность, демократизм, массовость, общедоступность. То есть из базовых характеристик советской моды исключались эффектность, демонстративность, яркая индивидуальность и сексуальность.
В худсовет дома моделей входили искусствоведы и представители администрации дома моделей, а также наблюдатели из числа чиновников Министерства легкой промышленности. К тому, чтобы представить свою модель на заседании худсовета, модельеры готовились почти как к защите диплома. От того, будет ли модель внедрена в производство, зависела их карьера и премия. Работы часто подвергались жесткой критике. А от первоначальной модели, придуманной автором, иногда оставалась лишь ее тень. Ведь в процессе приемки проект избавляли от множества деталей, чтобы упростить производство.
Художникам приходилось все время балансировать между творчеством и требованиями цензуры. С одной стороны, советская мода не должна была отставать от мировых тенденций в этой сфере, а с другой – была вынуждена не отрываться от реалий и возможностей легкой промышленности.
Попав на производство, модели одежды еще раз проходили через процедуру упрощения. Технологи предприятий брали модели и лекала к ним, а потом думали, как им сэкономить: заменить материал, убрать отделку. На фабриках ценилась не оригинальность фасона, а простота исполнения. «Хлястик не пойдет – большой перерасход ткани, кокетка тоже, и вместо клапана делайте прорезной карман, и еще надо уменьшить количество пуговиц». Долой все «ненужные» детали, и вот уже замысел художника меняется до неузнаваемости.
Тем не менее на зарубежные показы коллекции советского дома моделей шли в своем первозданном виде, без поправок на массовое производство. Поэтому уже в 60-х годах они производили настоящий фурор на Западе. К слову, коллекции Дома моделей создавали удивительные, талантливейшие художники, но имен их никто не знал. На этикетках было указано только название дома моделей, ведь считалось, что его коллекции – это плод коллективного творчества. Нашивки с именами модельеров появились на одежде лишь в конце 1980-х годов.
А вот среди манекенщиц звезды, известные во всем мире, появились уже в 60-х, о чем свидетельствует история Регины Збарской. Но была ли такая работа престижной и высокооплачиваемой? Совсем нет! Эту профессию окружал ореол сомнительности и нескромности, словно все девушки с подиума непременно должны были относиться к категории женщин легкого поведения.
Работа считалась непрестижной и очень низко оплачивалась. В Доме моделей одежды на Кузнецком мосту, в ГУМе или на выездных показах манекенщицы три раза в день выходили на подиум, снимались для «Журнала мод» – издания Дома моделей. К тому же, в их обязанности входило участие в примерках, когда им приходилось часами почти неподвижно стоять на круглом подиуме, пока художники вносили изменения в ту или иную модель. Во время таких примерок у некоторых девушек случались даже обмороки. А зарабатывали они всего 70 рублей в месяц. Меньше была только ставка уборщицы.
Да и понятия «модель» на тот момент не существовало, девушки назывались «манекенщицами» либо «демонстраторами одежды». Они приравнивались к разнорабочим самого последнего, пятого разряда. Так что в манекенщицы тогда никто не рвался. Работники Дома моделей сами были вынуждены искать кандидаток среди своих знакомых и уговаривать их попробовать поработать. Демонстраторами одежды становились молодые женщины самых разных профессий, учеба или карьера которых по каким-то причинам не задалась, или начинающие актрисы.
Зато попав на такую необычную работу, девушки очень редко покидали Дом моделей по собственному желанию. Уж очень творческой, эмоционально заряженной была атмосфера в нем. Там кипела жизнь, не похожая на серые советские будни.
По воспоминаниям искусствоведа Варвары Некрасовой, проработавшей в Доме моделей одежды более 10 лет, перед сеансом манекенщицы старательно делали себе укладку и макияж, причем самостоятельно. Профессиональных парикмахеров и визажистов начали приглашать только к концу 1980-х.
Показы проходили под музыку, которая тоже тщательно подбиралась – она должна была подходить под настроение коллекции и отвечать требованиям цензуры. Модели одежды на показах обычно представлялись по категориям: рабочая, служебная, домашняя, выходная, вечерняя, костюмы для пляжа, для похода, для отдыха, для спорта. Этому принципу следовали очень жестко, в противовес зарубежным показам коллекций высокой моды. Их же критиковали за отрыв от повседневности.
«Это было довольно захватывающее зрелище, хотя, конечно, ему было далеко до тех fashion show, которые устраивают нынче, – рассказывала Варвара Некрасова в одном из своих интервью. – Все сеансы сопровождались комментариями искусствоведов, которые обычно сидели по правую или левую сторону кулис за круглым столом с микрофоном в руках и комментировали образы. (Помните сцену из «Бриллиантовой руки»: «Брюки превращаются»? Вот так оно и было!)».
Впрочем, купить что-то из коллекции дома моделей было практические невозможно. Обычным людям приходилось довольствоваться лишь выкройками, которые можно было приобрести в единственном киоске в подвале Дома моделей. Исключение делалось для партийной элиты. И сотрудникам Дома моделей тоже изредка перепадало что-то из коллекций. Тем более что большинство из них должны были представлять страну за рубежом, поэтому им по статусу полагалось выглядеть соответствующе.
Выезд за пределы Советского Союза был сопряжен со множеством бюрократических формальностей и сопровождался беседами с представителями КГБ. Тем не менее за границу, главным образом в соцстраны, манекенщицы Дома моделей выезжали нередко. Поэтому, какой бы непрестижной ни была эта профессия внутри страны, почти никто из девушек не желал с ней расстаться. Ведь это был редкий шанс и мир повидать, и оторваться от серой повседневности, и приобрести опыт жизни за рубежом, которым могли в то время похвастаться очень немногие жители огромного СССР.
Читайте также: