Мэтр российского кинематографа. Режиссер Александр Сокуров отмечает сегодня 70-летие. Его картины удостоены множества отечественных и зарубежных премий. Это авторское кино, в котором нет спецэффектов и шаблонных сцен. Каждый фильм отличается непредсказуемым сюжетом и сложными образами героев. Самые известные вспомнила корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Бажайкина.
Такого в мире до Сокурова никто не делал. Полуторачасовой фильм одним кадром, без единой монтажной склейки. Это «Русский ковчег». История о двух путешественниках во времени и пространстве. Вместе они проходят по Зимнему дворцу, а вместе с тем и почти по трем векам истории страны.
«Это не просто фишка – вот я могу снять полтора часа одним кадром. История-то тоже присутствует, и артисты есть», – говорит кинокритик Марсель Македонский.
Киноискусству Сокуров учился во ВГИКе, но преподаватели его называли легальным диссидентом. Комсомолец с антисоветским настроением.
«Нас познакомила преподаватель по литературе как двух белых ворон, которые не хотели делать кино, которое сейчас называется индустриальным. Когда мы познакомились, он попросил написать сценарий по мотивам Платонова», – вспоминает сценарист Юрий Арабов.
По мотивам Платонова Сокуров снял дипломный фильм «Одинокий голос человека». Диплом не приняли и приказали уничтожить. Сокуров и Арабов подменили пленку и сохранили работу. Оценили ее в 87-ом на фестивале в Швейцарии. Картине присудили «Бронзового леопарда».
«Надо понимать, что это авангард. Это человек, короткометражки которого не нравились учителям, они понравились Тарковскому, главному гению. Нужно смотреть и глазами, и ушами, и сердцем фильмы Сокурова», – поясняет кинокритик Марсель Македонский.
Андрей Тарковский предлагал эмигрировать. До перестройки фильмы Сокурова были под запретом. Режиссер тогда часто говорил, что ему предназначено место в лагере под Сыктывкаром, но уезжать из страны отказался.
Сокурова продолжили критиковать и после перестройки. Фильм «Отец и сын» обвиняли в излишней откровенности. Это история о бывшем летчике, который потерял жену. Он не представляет свою жизнь без сына, и тот его любит так же преданно.
Обе главные роли Сокуров отдал непрофессиональным актерам. Алексея Неймышева нашел в военном институте. И это не исключение из правил. Сокуров часто готов дать главную роль простому человеку.
«Он, художник, который увидел в вас талант и начал сотрудничать. Вы более естественны в своей игре. И в кадре получаешь натуральную картинку. Работы проводилось много, чтобы корабль ушел в плавание, для этого его необходимо собрать и отпустить в море», – рассказывает актер, продюсер Алексей Неймышев.
Европейская киноакадемия в 1995 году внесла Александра Сокурова в список 100 лучших режиссеров мирового кино. Его картина «Фауст» в 2011-м получила «Золотого льва» – главный приз Венецианском кинофестиваля. На вручении председатель жюри отметил: «Это фильм, который меняет жизнь каждого, кто его увидит».
«Сокуров абсолютно не традиционный человек. Эти 40 лет, что я его знаю, кино делится на кино и кино Сокурова. Чего требует кино Сокурова? Восприятия и внимания, восприятия и терпения. Тогда зритель получает взамен кинематограф, от которого мы отвыкли – кино тонких чувств», – говорит сценарист Юрий Арабов.
Александр Сокуров предлагает зрителю отказаться от привычных штампов мышления, поэтому его работы часто называют «кино не для всех».
Подробнее в сюжете: Биографии и жизнеописания