<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
Причиной резкого роста заболеваемости в России мог стать так называемый московский штамм. Чем он отличается от других видов коронавируса и эффективны ли против него вакцины, телеканалу «МИР 24» рассказал доцент кафедры инфекционных болезней РУДН Сергей Вознесенский.
- Когда вирусологи смогут подтвердить предположение о новом московском штамме?
Сергей Вознесенский: Вирусологи смогут подтвердить эту гипотезу, когда проведут полное генетическое исследование вируса и сопоставят с теми штаммами, которые выявлялись до этого на разных территориях и в разное время. Для этого потребуется непродолжительный период, больше времени занимает сравнение с другими штаммами.
У меня есть доля скепсиса, что у нас есть московский штамм. Тогда можно говорить, что есть подмосковный, крымский штамм, бурятский – это некоторые регионы, в которых в последние дни мы видим подъем заболеваемости. Поэтому говорить однозначно, что подъем заболеваемости в Москве связан с появлением нового штамма, очень преждевременно и требует уточнения.
- Чем отличается новый штамм, тоже говорить рано?
Сергей Вознесенский: Нет никаких научных данных, что московский штамм имеет право на существование.
- У всех COVID-19 проходит по-разному. Россияне могут перепутать его с простудой?
Сергей Вознесенский: По-прежнему коронавирусная инфекция относится к респираторным. У большого процента все проходит бессимптомно, также у большого процента встречается легкая форма ОРЗ. Только около 4% населения имеют тяжелое течение с осложнениями. Эта доля принципиально не отличается месяц к месяцу, во всяком случае, по тем данным, которые опубликованы в научной литературе.
- До 20 июня в Москве ввели ряд ограничений, а сегодня введена вакцинация в сфере услуг. Это притормозит распространение вируса?
Сергей Вознесенский: Инфекционные болезни известны нам много лет. Лучшее, что у нас есть, это вакцинация. Давайте не будем заглядывать далеко в прошлое – возьмем сегодняшний день, Израиль. Вакцинировано больше 60% населения, и за последние дни там двузначное число заболевших. На пике у них было больше 11 тысяч, сейчас 20 – 24 человека. Небольшое государство Сан-Марино, в котором проведена вакцинация «Спутником V», вакцинировано больше 65% населения, и за последние две недели там выявлен один случай заболевания. Вакцинация – наше все – применительно к инфекционным болезням.
Всем, кто не вакцинирован ни по постановлению правительства, ни по указу мэра, а для заботы о своих близких, как можно быстрее нужно идти на вакцинацию и не задумываться об эфемерных последствиях.
- Города-миллионники – самые опасные в плане возможности заражения?
Сергей Вознесенский: Для распространения респираторных инфекций очень важна плотность населения. Если мы будем говорить о пустыне Гоби или Сахаре, где плотность населения – один человек на квадратный километр, и о плотности населения крупных городов, распространяться таким респираторным инфекциям в крупных городах гораздо проще. В календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям отдельно указан пункт – население крупных городов свыше одного миллиона.
- Многие болеют повторно. Какой группе населения стоит вакцинироваться?
Сергей Вознесенский: Хотел бы вас поправить и убрать слово «многие». Повторные случаи заболевания известны, но они единичны – около 1% тех, кто переболел ранее, болеют повторно. Чаще всего это связано либо со сниженным иммунитетом, либо с другими хроническими заболеваниями, которые утяжеляют возможность распространения респираторных инфекций.
Если руководствоваться временными рекомендациями Минздрава, то вакцинацию нужно проводить всем, чей возраст старше 18 лет, у кого нет противопоказаний, у кого нет антител. Если антитела есть, вне зависимости от титра, то вакцинация на сегодня не показана.
- Переболеть или вакцинироваться должны все жители планеты, чтобы остановить пандемию?
Сергей Вознесенский: Говорить о серьезной победе в битве можно после того, как вакцинировано 60% и выше. Говорить о том, что мы полностью победили инфекцию, можно, если будет вакцинировано более 90% , а лучше 95% взрослого населения – чем больше, тем лучше.
- Институт имени Гамалеи сообщил, что открывает отдельную службу мониторинга по выявлению новых штаммов, чтобы вовремя произвести модификацию вакцины. Но и существующие вакцины помогут спасти от смерти?
Сергей Вознесенский: На сегодня все довольно изученные штаммы вируса не отличаются принципиально друг от друга. Мы не можем говорить с научной достоверностью, что появился вирус, принципиально отличающийся от предыдущих, по тяжести болезни, по тому, что возможны повторные случаи заболевания.
Все мутации, которые происходят, точечные, где меняется несколько нуклеотидов. А всего у вируса их тысячи.
Все вакцины основаны не на одной нуклеотидной последовательности, а на более крупных: либо это s-белок, либо отдельные белки, как в вакцине «ЭпиВакКорона», либо это полностью инактивированный вирус, как в вакцине «КовиВак», поэтому разработчики вакцины на сегодняшний день утверждают, что их вакцины перекрывают имеющийся элемент изменчивости. Что будет дальше – не знаю. Вполне возможно, что изменчивость вируса продолжится, и тогда нам придется дорабатывать вакцины, как мы их дорабатываем каждый год против гриппа.
Подробнее в сюжете: Гости эфира