22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Немецкие войска вторглись на территорию СССР в четыре утра. Но за час до первых сухопутных боев вражеская авиация уже бомбила Севастопольскую бухту. Подробнее о героической обороне в первый день войны узнал корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев.
Авиагруппу люфтваффе в ночь на 22 июня засекли на мысе Тарханкут – запад Крымского полуострова. В 2 часа 50 минут в штаб доложили о неизвестных самолетах, приближающихся к Севастополю. Примерно через 25 минут артиллерия открыла огонь после того, как раздались первые взрывы.
Это были новейшие магнитно-акустические морские мины, предназначенные для того, чтобы закупорить боевым кораблям выход из Севастопольской бухты. Немецкие летчики, не особо разбирая, сбрасывали их и на город.
До полномасштабного вторжения нацистской Германии на территорию Советского Союза оставалось полчаса. А защитники Севастополя уже отражали нападение. Еще за день до этого, 21 июня, адмирал Кузнецов отдал приказ привести флот в полную боевую готовность.
«Благодаря тому, что было принято решение о переходе в оперативную готовность, был отдан приказ об открытии огня, удалось сорвать минную постановку в том объеме, в котором планировало немецкое командование. Черноморский флот получил возможность действовать», – отметил научный сотрудник Севастопольского военно-исторического музея-заповедника Алексей Ильичев.
Не поддаваться на провокации и быть готовыми встретить внезапный удар. Эту директиву номер один из генерального штаба части Красной армии получили в ночь на 22 число. С одной стороны – нужно отражать нападение врага, а с другой – у командиров нет прямого приказа открывать огонь. В первые часы, когда немцы уже громили Брестскую крепость, других директив не было. Сталин вообще сомневался, что гитлеровские войска напали на Советский Союз.
«Советская разведка постоянно получала информацию о возможном нападении на Советский Союз, но широкомасштабная операция дезинформации создавала. У советского руководства было ложное впечатление о том, что войны может не быть», – сказал историк Константин Залесский.
Обращение наркома иностранных дел Вячеслава Молотова будет только в полдень. Тогда, когда враг на некоторых участках успел продвинуться на десятки километров. Согласно плану Барбаросса, немецкий генштаб готовился провести молниеносную войну – блицкриг. Уничтожить пограничные заставы планировали за полчаса. А еще до осенней распутицы выйти на рубежи по линии Архангельск – Астрахань. По этому восточному заградительному барьеру Гитлер планировал провести границу Третьего рейха.
Несмотря на большие потери в первый день, Красной армии удалось разрушить немецкие планы. Блицкриг провалился. Впереди были долгие 1418 дней войны.
Подробнее в сюжете: Страницы великой Победы
Читайте также: