Мир атаковал новый штамм коронавируса «дельта». Как заявили в ВОЗ, индийская разновидность COVID-19 в два раза более заразная, чем изначальный вариант. Он уже распространился в 90 странах. Подробности у корреспондента «МИР 24» Романа Никифорова.
Коронавирус по-болливудски. Свой аналог «Матрицы» индусы снимают в 2010 году и про пандемию тогда даже не догадываются. Но фильм становится пророческим: людям бросает вызов противник, который быстро размножается и обучается, живуч и изворотлив. Сегодня новая угроза миру тоже родом из Индии, только вирус не компьютерный, а реальный. Штамм «дельта» в деле. Еще месяц назад в интернете появляются страшные кадры: индусов атакует «черная плесень», то есть мукормикоз. Как правило, это происходит на фоне ослабленного иммунитета после COVID-19. Ситуацию ухудшают антисанитария и народные методы лечения. Например, вместо масок и профилактики обмазать себя коровьим навозом и мочой, а потом смыть молоком. ВОЗ не рекомендует.
«Сюда приходят даже врачи. Они верят, что такая терапия улучшает иммунитет», – сказал участник терапии коровьим навозом Гаутам Манилал Бориса.
По числу зараженных COVID-19 Индия приближается к мировому лидеру США. Уже 30 миллионов заболевших, в Америке – 33 миллиона. Но и здесь обстановка нервная – новая версия вируса уже пересекла два океана.
«Штамм «дельта» сегодня – самая серьезная угроза в США», – сказал иммунолог, инфекционист Энтони Фаучи.
Теперь и в Европе. Доминирует в Британии. И даже в Израиле, где уже есть коллективный иммунитет, снова вспышка.
«Мы призываем всех детей от 9 до 12 немедленно вакцинироваться. Мы восстанавливаем ковидный кабинет. С этого момента каждый, кто входит в аэропорт, должен носить маску с момента прибытия до момента отъезда, без исключения», – заявил премьер-министр Израиля Нафтали Беннет.
«Дельту» находят у себя 90 стран. В том числе и в СНГ: Казахстан, Беларусь и Россия.
«За последнюю неделю, в отличие от предыдущих уже месяцев, у нас возросла смертность от COVID на 21,3%. Наблюдается увеличение доли «индийского» штамма, а в отдельных регионах страны – его преобладание», – отметила заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова.
Среди таких регионов Нижегородская область, где с начала мая число суточных заболеваний увеличивается втрое.
«Действительно, очень много больных продолжают болеть и болеть достаточно тяжело. И особенность этой волны в том, что гораздо больше пациентов молодого возраста. Если ранее пациенты молодого возраста считали, что их ничего не коснется, то от этих иллюзий пора избавиться», – добавила заместитель главного врача Городской клинической больницы №2 г. Нижнего Новгорода Елена Тихомолова.
Самое большое число случаев в Москве. Только что перенесла болезнь и врач-психиатр Ирина Коробкова.
«У меня на самом деле не было никаких катаральных симптомов. Ни чихания, ни насморка, ничего такого. У меня все началось с очень сильного озноба и температуры высокой. У меня до 38,5 температура поднималась. Очень плохо сбивалась, почти вообще не сбивалась. И у меня была очень сильная тошнота, боли в животе», – поделилась доктор.
С момента появления COVID-19 проходит всего полтора года. А есть уже «уханьский» вариант, он же нулевой, британский «альфа», южноафриканский «бета», бразильский «гамма» и перуанский «лямбда». Но именно «дельта» претендует на завоевание планеты. Во-первых, он быстрее распространяется.
«Он на 60% активнее «британского» штамма, который на 70% активнее «уханьского» штамма», – отметил врач-иммунолог, доктор медицинских наук Владислав Жемчугов.
У него короче инкубационный период – в среднем пять дней. И болезнь развивается стремительно.
«Человека привозят в больницу на начальной стадии заболевания с высокой температурой, у него утром может быть КТ1, вечером КТ2, а на следующий день уже КТ3. То есть это, без сомнения, быстрое развитие пневмонии», – уточнила доктор биологических наук, профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона (Вирджиния, США) Анча Баранова.
А вот бороться с «дельтой» сложнее.
«Есть проблема неуспехов разработанных схем терапии. И не то, чтобы это такой вал, но мы с этим стали сталкиваться чаще», – сказал главврач ГКБ№40 Денис Проценко.
И самое страшное, что новый штамм чихать хотел на антитела, что выработались после атаки штамма старого.
«Если человек еще не вышел из постковидного синдрома, тяжело болел в предыдущий раз, то болезнь на болезнь накладывается очень сурово», – отметил Владислав Жемчугов.
Частота появления новых штаммов специалистов не удивляет.
«У них очень быстро идет смена поколений. Если человеку, чтобы увидеть какие-то изменения в наследственности, надо сотни лет, там будут 10 поколений, то у микробов, бактерий, вирусов 10 поколений – это дни, даже день», – добавил он.
Но вот прогнозы, что COVID-19 станет мягче и превратится в обычную сезонную инфекцию, пока не сбываются. Он только наращивает свой арсенал. Мутируют S-белки – знаменитые шипы, при помощи которых вирус цепляется за клетку и идет на абордаж. Прокачиваются N-белки – это и архиваторы, и бешеные принтеры, штампующие новые частицы – вирионы.
«У нас первый вирус был просто как письмо по почте, мол, дай нам свои ресурсы, нужно 10 000 новых вирусов насинтезировать. А новое письмо «дельта» приходит так: стучит в дверь важный курьер и говорит, что нам нужно 100 000 новых вирусов прямо сейчас сделать. И организм пугается», – добавила Анча Баранова.
Впрочем, у «дельты» уже появляются конкуренты. «Дельта плюс». Говорят, достаточно пройти мимо больного без маски, чтобы заразиться. Он якобы не реагирует на коктейли из антител вроде того, что Дональда Трампа на ноги поставил.
«Двух-трех аминокислотных замен оказалось достаточно, чтобы он приобрел какие-то нам пока непонятные свойства – повышение контагиозности, либо повышенное родство каким-то пока непонятным рецепторам человека», – объяснил вирусолог, заведующий лабораторией Центра имени Гамалеи Сергей Альховский.
Бразилия сообщает, что появилась еще одна неизученная модель в линейке – «лямбда». Это восемь ключевых мутаций и два десятка дополнительных. А ведь ситуация в стране и так драматичная. Вот иллюстрация: на пляже Копакабана разместили пять сотен красных роз в память о пяти сотнях тысяч погибших от COVID-19. На помощь призывают даже знаменитую статую Христа. Благодаря световой проекции она обнимает знаменитостей с хроническими заболеваниями. Последнее бразильское предупреждение и призыв: сделай прививку!
На Бога надейся, а сам не плошай. Та же Ирина Коробкова, что подхватила «индийский» штамм еще в феврале, вакцинировалась. И с болезнью справилась быстро.
«По сути, яркая симптоматика одними сутками ограничилась. Видимо, как раз за эти первые сутки иммунитет поствакцинальный включился, вспомнил, что он знает, как с этим бороться. И на второй день было значительно лучше», – сказала она.
Специалисты поясняют: мутации в отдельных фрагментах вируса вовсе не делают его неуязвимым.
«Такая история полного ухода из-под действия защитных свойств невозможна. Вакцинация проводится всем белком, используется как антиген весь белок или даже цельные вирусные частицы», – объяснил вирусолог, заведующий лабораторией Центра имени Гамалеи Сергей Альховский.
То есть, если привитый иммунитет не сможет сразу взять быка за рога, то ухватит его за ноги или хотя бы за хвост.
«Давайте примем во внимание, что еще есть долговременные осложнения, так что вакцинироваться надо в любом случае. Он если не защитит полностью, то, по крайней мере, предотвратит тяжелые случаи и смерть», – сказал биолог Сергей Нетесов.
Вакцина как инструктор элитного спецназа в борьбе с коронавирусом. И в роли такого инструктора вполне мог бы сняться Чак Норрис, как в фильме с говорящим названием «Отряд Дельта». Уж он-то знает, как давать отпор нарушителям порядка.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе