В Индии дети, переболевшие коронавирусом, стали чаще страдать мультисистемным воспалительным синдромом. Точное число заболевших не установлено, но их уже сотни. Насколько этот синдром опасен, телеканалу «МИР 24» рассказала кандидат медицинских наук, заведующая детским инфекционным отделением ЦКБ Управления делами президента Алиса Медкова.
- Что это за болезнь и как она проявляется?
Алиса Медкова: Когда пандемия началась, в начале 2020 года казалось, что дети чуть ли не восприимчивы к ковиду. На сегодняшний день ситуация кардинально не поменялась, дети, действительно, в 90% случаев переносят это заболевание в легких формах. Тем не менее, с лета 2020 года появились тревожные сообщения из США, Великобритании, что увеличился процент детей, у которых развивается так называемый мультисистемный воспалительный синдром. Впервые стали описывать, что при минимальной выраженности клинической симптоматики у детей развиваются тяжелые формы мультисистемного воспалительного синдрома.
При таком синдроме поражается один или несколько органов, в 70 – 100% случаев наблюдается поражение сердечно-сосудистой системы, которое выражается в миокардитах, артериитах, поражаются коронарные артерии, все это выражается в аритмиях, остановке сердца. К сожалению, при этом синдроме отмечается высокая летальность.
Следующая система, которая тоже достаточно часто поражается, это ЖКТ. Частота поражение – от 70 до 90% случаев – это диарейный синдром, потеря массы тела достаточно быстрая, потому что дети быстро обезвоживаются при диарейном синдроме, и третья система – кожа. Достаточно разнообразные сыпи наблюдаются у детей. Когда мы видим триаду симптомов, прогноз лечения мультисистемного воспалительного синдрома резко ухудшается.
- Заболевание развивается через четыре – шесть недель после выздоровления от коронавируса. По мнению медиков, дети должны находиться под наблюдением, даже если нет симптомов. Почему?
Алиса Медкова: Такое бывает, хотя и нечасто, что очень отсрочено развивается мультисистемный воспалительный синдром, хотя, по нашим наблюдениям, это все-таки вторая – третья неделя от начала заболевания, когда фактически от ковида ребенок может уже выздороветь и даже элиминировать вирус, если мы будем брать ПЦР-тест, он может быть уже отрицательным, и это, к сожалению, может специалистов уводить не в ту сторону – вроде вируса нет, а последствия остаются. Тем не менее, бывает и на четвертой – шестой неделе. Иногда предиктором, еще до появления клинической симптоматики, могут служить определенные лабораторные показатели, на которые обязательно нужно обращать внимание.
- Насколько опасен этот синдром?
Алиса Медкова: К сожалению, последствия могут быть очень серьезными, вплоть до летального исхода, поэтому, конечно, ребенка даже с подозрением на развитие мультисистемного воспалительного синдрома необходимо госпитализировать. В домашних условиях невозможно ни проконтролировать анализы, которые необходимы, невозможно оценить тяжесть состояния ребенка.
- Заболевание заразно?
Алиса Медкова: Нет, сам по себе он не является заразным.
- Медики отмечают, что жертвами заболевания чаще становятся дети с лишним весом. Почему?
Алиса Медкова: Ковид вообще протекает у людей с морбидным ожирением тяжелее. В плане развития предрасположенности развития мультисистемного воспалительного синдрома у детей с лишним весом пока статистики мы не видели. Думаю, это дополнительный фактор, который отягощает течение этого заболевания, влияет на сердечно-сосудистую систему.
- Насколько высока вероятность, что в России это заболевание будет развиваться?
Алиса Медкова: Сложно предположить, что у нас будет происходить, если у нас будет распространение «дельта плюс» штамма коронавируса. По опыту того, что мы имели летом 2020 года, когда в Нью-Йорке было достаточно большое количество детей с мультисистемным воспалительным синдромом, у нас тоже были случаи развития этого синдрома у детей.
Нельзя сказать, что их было очень много. В общей детской статистике заболеваемости детской коронавирусом развитие синдрома – 1 – 2%, но такие дети встречались. Есть такой синдром – болезнь Кавасаки – он тоже является разновидностью мультисистемного воспалительного синдрома – и как раз о нем много говорили прошлым летом, у него есть расовая предрасположенность: чаще всего болеют лица азиатской расы, поэтому – что сейчас будет происходить, предположить сложно, но, я думаю, что процент этих детей будет достаточно маленьким, но настороженность в отношении этого синдрома должна быть у специалистов.
- Почему эта болезнь поражает только детей, переболевших ковидом?
Алиса Медкова: Ковид является инфекцией, которая поражает сосудистую систему, а это повышенный риск образования тромбозов. Мультисистемный воспалительный синдром может развиваться у ребенка после любого вирусного заболевания. Ковид является лишь одним из тех заболеваний, после которых у детей возможно развитие синдрома.
- Дети легче переносят коронавирусную инфекцию?
Алиса Медкова: Да, это так. На сегодня ситуация кардинально не изменилась в этой статистике, если говорить о типичном течении коронавируса, когда это просто катаральные явления, подъем температуры тела, но, тем не менее, есть категории детей, которые болеют тяжело, которые могут развивать достаточно тяжелую степень пневмонии, и вторая категория, когда при минимальной клинической симптоматике может развивать отсроченные последствия в виде мультисистемного воспалительного синдрома.
- Некоторые специалисты говорят, что дети – главные переносчики коронавирусной инфекции.
Алиса Медкова: Да, есть такое мнение, что в эпидемиологической цепочке передачи инфекции дети играют довольно важную роль, потому что очень часто у ребенка бывает бессимптомное течение заболевания. Вторая особенность – у детей инкубационный период более длительный, чем у взрослых. Бывает так, что в одной семье заболевают родители и ребенок. Родители на второй неделе заболевания переходят в стадию выздоровления, а ребенок заболевает через 21 день от момента первого контакта, и это всех обычно очень пугает, хотя ничего особенного в этом нет, это просто более длительный инкубационный период, когда мы уже вроде расслабляемся, и тут появляется первая клиническая симптоматика.
- Детям нужно соблюдать те же меры защиты от коронавируса, что и взрослым?
Алиса Медкова: Безусловно. Меры, в основном, неспецифические, потому что о вакцинации детей мы пока не говорим, все вакцины находятся на стадии испытаний у детей старшего возраста. Меры – ношение маски (Минздравом были утверждены нормы, что с трех лет ребенок может носить маску), мытье рук, проветривание помещений, избегать контактов в местах скопления людей.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: