Ученые рассказали о новых типах коронавируса – «лямбда» и «дельта плюс». В чем их особенности и чего от них ждать, телеканалу «МИР 24» рассказал врач иммунолог-аллерголог Владимир Болибок.
- Коронавирус «лямбда» впервые выявили в Перу в августе прошлого года, затем он был обнаружен в 26 странах, включая США, Великобританию. Насколько велика вероятность, что новая версия будет более заразной, чем ее собраться?
Владимир Болибок: Ее большая заразность, чем предыдущий штамм «уханьский» – эталонный штамм, подтверждается. Но он оказался, по всей вероятности, менее заразным, чем индийский штамм, который у нас в России начал циркуляцию. Скорее всего, у нас «лямбда» если и проникнет, то это будет проникновение случайное, спонтанное, с небольшими очагами вспышки. Существующий ныне «дельта» штамм, скорее всего, не даст распространиться «лямбде».
Это штамм относительно опасный, потому что там имеется мутация спайк-протеина и, скорее всего, он будет обладать способностью обходить иммунитет у тех людей, которые ранее уже перенесли коронавирусную инфекцию, то есть люди будут болеть повторно.
- Говорят, что «лямбда» опасна и для тех, кто еще не переболел.
Владимир Болибок: Для тех, кто не переболел и не привился, любой штамм опасный, просто у них, конечно, способность к быстрому размножению приводит к тому, что каждый штамм еще более агрессивен. Он не только более заразен между людьми, но и внутри человека – от заразившейся клетки он быстрее и легче передается в клетки еще не заразившиеся. Он очень быстро распространяется внутри организма и вызывает нарушения в состоянии здоровья, утяжеление состояния происходит быстрее, чем мы привыкли, изучая «уханьский штамм».
- Если в случае с эталонным штаммом болезнь развивалась неделю, то сейчас на второй – третий день наступает резкое ухудшение?
Владимир Болибок: Да, об этом говорят все коллеги. Мы сейчас это видим по «дельте». У «лямбды» такие же свойства, как у «дельты». Инкубационный период короче получается, само развитие инфекции занимает считанные дни. Поэтому люди начинают думать, что они ОРВИ заболели, отравились, и пока они пытаются домашними средствами оказать себе помощь, оказывается, что у них уже далеко зашедшая стадия инфекции, и сразу следует достаточно тяжелое течение.
- С «дельтой» уже достаточно много людей. В последние дни появилось сообщение, что и «дельту плюс» уже обнаружили. Это ее более тяжелый штамм?
Владимир Болибок: Если «уханьский штамм», когда вы находитесь на защитном расстоянии от человека, вы не заразитесь. «Дельта» – если вы посидите в помещении, где есть человек, болеющий этим штаммом, то вы заразитесь наверняка. С «дельта плюс» вам достаточно пройти на улице мимо человека, который заразен, и вы тоже заразитесь. У них степень заразности возрастает в разы. Самый заразный из того, что мы видели, это «дельта плюс».
- По опасности последствий кто из них серьезней?
Владимир Болибок: Заразность в плане передачи от человека к человеку определяется тем, что и внутри человека, от клетки к клетке, он быстрее передается. Чем заразнее возбудитель, тем быстрее развивается инфекция у человека заразившегося. Тяжесть заболевания определяется взаимодействием самой инфекции и скоростью ответа иммунной системы. Иммунная система вообще не успевает за развитием вируса. Если ее заранее не подготовить, не сделать вакцинацию, то люди болеют заметно тяжелее, чем «уханьским» штаммом. Там было больше соотношение в пользу бессимптомных или легких форм. Сейчас очень большой процент людей нуждается в госпитализации и в кислородной поддержке – в этом проблема.
- Ощущение, что ковид обладает особенной способностью к мутациям. Или это типично для таких вирусных инфекций?
Владимир Болибок: Это типично для коронавирусной инфекции, это вирус РНК-содержащий. Те коронавирусные инфекции, которые циркулировали до ковида, с достаточно большой регулярностью появлялись. В некоторые годы до 20% так называемых ОРВИ был коронавирус, и они тоже мутируют. Почему они постоянно на нас накатывали? Потому что для вирусов группы ОРВИ характерна постоянная мутабельность – они меняют свои свойства, ускользают из-под иммунной системы, антитела к ним держатся достаточно долго, поэтому инфекции возникают – новая волна, новая волна – с несколько измененными штаммами.
Отличие нынешнего коронавируса от тех, которые циркулировали раньше, заключается только в том, что он научился цепляться за этот белок на клетках человека, который называется «рецепторы к ангиотензинпревращающему ферменту». Раньше этого не было. Поскольку этот рецептор находится почти на всех клетках, то и сама инфекция гораздо более массивная, чем банальная ОРВИ, которая поражает только слизистую оболочку.
- Существующие вакцины со всеми мутантами могут справиться?
Владимир Болибок: Я только что упомянул, что новая коронавирусная инфекция цепляется за определенный белок. Вирус мутирует, но мы не мутируем с такой скоростью, белок остается неизменным. Если будут резкие мутации вируса, он потеряет свойство цепляться за рецептор на человеке, и он либо исчезнет, либо перейдет на других животных, более подходящих – норки, тигры, кошки, он найдет другого хозяина.
Тот, который будет терзать человека, у него останется неизменным свойство цепляться к этому рецептору. Вакцины, которые сейчас разработаны, будут сохранять неизменно какую-то активность против этого вируса, потому что пространственная конфигурация вируса и белка человека, и вакцины, которая этот белок призвана защитить, она все равно в определенных допусках будет постоянной.
Подробнее в сюжете: Гости эфира