Для того чтобы попробовать настоящую итальянскую пасту домашнего приготовления, необязательно ехать в Италию. Максимилиано Флориани приехал в Гюмри четыре года назад из небольшого городка на границе Австрии и Италии. В родном городке Арко он был заместителем мэра и возглавлял Ассоциацию по сохранению культурного наследия. В Гюмри он познакомился с Мариам Закарян, с которой они сейчас ожидают своего первенца. Вместе с супругой они открыли гостевой дом и угощают постояльцев настоящей итальянской пастой. Рецепт прост: яйцо, соль, сто граммов муки – этого достаточно для приготовления пасты на одного человека.
«У нас в быту нет проблем, мы похожи с итальянцами, у нас только разговорные проблемы бывают, в основном, когда спорим, хотим объяснить друг другу. А у нас английский – смешанный, слова итальянские, армянские», – рассказывает супруга Макса Мариам Закарян.
Макс обожает семейный уклад патриархальной армянской семьи, где отец семейства обеспечивает дом всем необходимым, а мать несет ответственность за уют и тепло. В родной Италии, говорит, это утеряно, глобализация убивает национальную идентификацию. Дом, который они купили с Мариам, – непростой. В XIX веке он принадлежал русскому генералу Проскурякову. Во время ремонта под слоем обоев Макс обнаружил оригинальные фрески середины позапрошлого столетия, написанные натуральными красками. Как истинный ценитель старины, очистил и оставил оригинал нетронутым.
«Я слежу за тем, как власти сохраняют фасады гюмрийских домов XVIII-XIX веков. Это прекрасно, но нужно сохранить и внутренний дизайн. Когда мы делали ремонт, я долго объяснял мастерам, что надо не рушить арки, замазывать фрески, а восстановить и преподнести их в выгодном свете. В конце они со мной согласились», – говорит владелец гостевого дома Максимилиано Флориани.
Макс считает, что в Гюмри – огромный нерастраченный потенциал для развития туризма. В 90-х все средства шли в Ереван, старый город разрушили и заменили старинную архитектуру на высотки из бетона и стекла. А Гюмри, даже разрушенный землетрясением 1988-го года, этой участи смог избежать. Исторические фасады зданий сохранились. Гюмри – город Фрунзика Мкртчяна, советского архитектора Меркурова, мага и гипнотизера Георгия Гурджиева.
«Гурджиев известен в Италии, Франции. Но мало кто знает, что он родился в Гюмри. Можно открыть музей, устраивать для туристов спиритические сеансы, медитацию. Здесь снято много советских фильмов, можно устраивать туры. Здесь можно снимать кино с небольшим бюджетом, возможностей – масса», – считает Флориани.
Первым самобытную архитектуру Гюмри оценил почетный консул Италии в Армении Антонио Монтальто. В трагическом 1988-м он впервые приехал в Армению с группой врачей из Италии. Сначала устраняли последствия стихии, потом вместе с местными друзьями Монтальто взялся за восстановление города. Купил три частных дома с сохранившимися старинными фасадами и восстановил их: теперь они выглядят так же, как двести лет назад. Также Монтальто отремонтировал старый колодец и построил общий двор.
«Мы построили этот демократический дворик для того, чтобы люди собирались здесь семьями, общались, знакомились. Мне не нравятся гостиницы, которые по часам возят туристов по монастырям. Гораздо важнее общение с местными. Туризм – это когда ты делишься своей культурой, впечатлениями», – объясняет консул.
Как истинный итальянец, свой дом Антонио Монтальто тоже восстанавливал по сохранившимся рисункам и эскизам – никаких современных материалов и технологий. Монтальто восстановил деревянный потолок и рамы, двери и мебель воссоздали по сохранившимся рисункам. Монтальто восхищен великими армянами и всячески пропагандирует армянскую культуру. Номера в гостинице не имеют номеров, они названы именами выдающихся людей. К примеру, здесь есть комната отдыха, названная в честь Сергея Параджанова, по соседству с ней – зал Гурджиева, гостиничные номера с литературой на иностранных языках, рассказывающих о Саят-Нове, Арно Бабаджаняне, Фрунзике Мкртчяне.
«Не спрашивайте меня, почему я остался в Армении. Это – алмаз, и нам еще предстоит раскрыть все его грани. Армения – особая страна со своей особой палитрой, она прибавляет красок общей картине под названием планета Земля. Мир станет лучше и богаче, если Армения будет процветать», – убежден Антонио Монтальто.
Истинный сицилиец, он любит окружать себя керамикой ручной работы. Несколько лет назад возродил почти утерянную технику росписи армянской керамики в местечке Кутахия, которая сейчас находится на территории Турции. У бежавших от геноцида армянских мастеров сохранились рисунки с росписью. Монтальто их нашел, открыл керамический цех и обучает молодых мастеров старинной технике.
«Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что узоры Кутахии не утеряны, благодаря сеньору Монтальто техникой владеют много мастеров. У него прекрасный художественный вкус и острый глаз, может заметить даже отклонение на несколько миллиметров. С человеком, который понимает искусство и восприимчив к новизне, очень легко работать», – говорит художник-дизайнер керамики Мгер Оганесян.
Керамическая плитка армянских мастеров востребована во Франции и Италии, состоятельные европейцы считают престижным оформлять свои дома кутайской керамикой.
Пока итальянцы в Гюмри занимаются сохранением архитектуры и прикладного искусства, уроженец Рима Дориан Туссор взял на себя совсем уж непосильную ношу. Он приучает европейцев к армянским сухофруктам. Недавно пришел большой заказ из Германии. И это – полностью заслуга Дориана.
«Он обладает невероятной харизмой, что бы он ни делал – выкладывается по полной. Он знает все входы и выходы на европейском рынке, знает, по каким стандартами нужно работать, какие ярлыки прикреплять, следит за контролем качества», – говорит коммерческий директор предприятия Шушан Маргарян.
Еще несколько лет назад Дориан называл Армению не иначе как «экзотичной на пространстве бывшего Советского Союза». Сегодня Армения стала его вторым домом.
«Впервые я узнал об Армении, когда познакомился со своей супругой Наирой, она сейчас сидит дома с нашим первенцем. Меня просто пленила теплота местных жителей, передо мной открываются все двери, когда люди узнают о том, что я итальянец. И это здорово, не знаю другой страны, где мне было бы так комфортно», – признается Дориан Туссор.
В Армении проживают несколько десятков итальянцев, которые работают в области строительства, туризма, пищевой промышленности. Они отдают Армении весь свой опыт и силы, при этом не упускают возможности рассказать миру о стране, которую любят и чтят, как родную.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет
Читайте также: