На сцене Российского академического Молодежного театра стартовали XX «Летние балетные сезоны». Первой на сцену вышла труппа Национального Классического Балета под руководством Анны Нехлюдовой. Столичной публике представили один из самых ярких символов русской культуры – «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.
Созданный еще в конце XIX века, он и сегодня покоряет сердца зрителей своей красотой. Сюжет взят из старинной немецкой легенды о принцессе Одетте. Впрочем, есть также версия, что он заимствован из сказки «Лебединый пруд» или «Похищенная вуаль» Мазуеса. Злой колдун превратил ее в белого лебедя. И вернуть прежний облик может только любовь молодого человека. Но если избранник окажется неверным, то Одетта навсегда останется лебедем…
Кстати, знали ли вы, что поговорка про девятого лебедя в пятом ряду имеет непосредственное отношение к «Лебединому озеру»? Так говорят про артистов, которые не смогли добиться успехов в работе и вынуждены постоянно исполнять второстепенные роли. А еще в 1968 году в честь этого балета был назван новый сорт белой розы.
Впервые «Лебединое озеро» показали в Большом театре в 1877 году. Вдохновленный посещением Баварии, где Чайковский увидел «лебединый замок» короля Людвига Второго Нойшванштайн, композитор создал одноактный балет «Озеро лебедей». Кстати, в качестве декораций изображение готического замка в горах используют до сих пор. Но есть версия, что Петра Ильича не оставило равнодушным прекрасное озеро с лебедями в Черкасской области. Заказала партитуру Московская дирекция Императорских театров. И музыка оказалась очень ритмически удобна для танцев.
Первая постановка принадлежит московскому балетмейстеру Рейзингеру. В 1877 году она не увенчалась успехом. А через 18 лет благодаря Льву Иванову и Мариусу Петипе появилась новая редакция, которая и стала классикой. И сегодня уже практически весь мир знает «Танец маленьких лебедей», белоснежные пачки второго «белого акта» и 32 фуэте Черного лебедя. Впервые такое большое количество быстрых ударов и поворотов на одной ноге исполнила Пьерина Леньяни в Мариинском театре. И теперь это обязательное условие для исполнительницы главной роли. В свое время с этим блестяще справлялись Галина Уланова, Марина Семенова, Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Наталия Бессмертнова. А сегодня в Национальном классическом балете на сцене РАМТа знаменитое фуэте исполняют Юлия Непомнящая, Наталья Одинокова, Елена Коцюбира.
Британская версия «Лебединого озера», которую поставил в 2002 году Грэм Мерфи, основана на скандально известном разрыве между принцем Чарльзом и принцессой Дианой. А у многих жителей бывшего СССР балет ассоциируется с событиями 1991 года, когда во время августовского путча этот спектакль транслировали все телеканалы.
Труппа Национального Классического Балета была сформирована в 2010 году и бережно хранит классическое балетное искусство, составляющее золотой фонд Мирового балета. С первого дня основания руководителем является балерина и педагог Анна Нехлюдова – выпускница Московской Государственной Академии хореографии. Свою карьеру балерина начала в 1994 году в театре «Кремлевский Балет», в 1995 работала в Большом, а в 1996 перешла в «Русский Национальный Балет», где исполнила множество сольных и характерных партий. В 2010 году окончила факультет педагогики в Московской Государственной Академии Хореографии и сформировала труппу театра Национального Классического Балета.
Артисты – выпускники Московской академии хореографии, петербургской Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, Пермского хореографического училища, Уфимской хореографической школы им. Рудольфа Нуриева и других известных балетных школ России. Большую часть времени труппа гастролирует по миру, но выступления в родной стране в приоритете в гастрольном графике.
Художник Карл Вальц в свое время специально разработал технологию, обеспечивающую иллюзию тумана с помощью пара именно к балету «Лебединое озеро».
ХХ «Летние балетные сезоны» на сцене РАМТ продлятся до 22 августа. Помимо «Лебединого озера» Национальный Классический Балет покажет «Баядерку», «Жизель», «Эсмеральду», «Щелкунчика», «Спящую красавицу», «Ромео и Джульетту».
Подробнее в сюжете: Театр