Ежегодно 8 июля в России отмечают День семьи, любви и верности – праздник, введенный в 2008 году по инициативе Госдумы РФ. Несмотря на то, что День семьи, любви и верности отмечается не так давно, у него есть свои традиции и обычаи. Символом праздника является полевой цветок ромашка, из которого плетут венки и делают букеты. ЗАГСы продлевают часы работы и отказываются регистрировать разводы. В этот день многие предпочитают заключать помолвки и браки, предполагая, что тогда молодоженам будут благоволить святые Петр и Феврония, покровители этого праздника. К этим святым обращаются с молитвами о семейном благополучии, просят послать достойного спутника жизни, а бесплодные пары ищут помощи в зачатии и рождении ребенка.
Как считают исследователи, у святых Петра и Февронии были реальные прототипы – князь Мурома Давыд Юрьевич и его жена Ефросинья. Князь правил в Муроме с 1205 по 1228 год, а незадолго до смерти супруги приняли монашество и стали почитаться в народе как люди особо праведной жизни.
Легенда гласит, что Петр, спасая старшего брата и его супругу от коварного змея (демона), сам оказался ранен. В битве змей обрызгал князя ядовитой кровью, и тело Петра покрылось струпьями и язвами. Ни один врач не мог вылечить Петра от этой жуткой болезни. Тогда один из юношей, которого послали на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал крестьянку Февронию, дочь древолаза, за работой. Как оказалось, девушка имела дар исцеления. Выслушав историю гонца, она ответила: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!». Феврония вылечила Петра, взяв обещание на ней жениться. Но князь слукавил – жениться на простолюдинке ему совсем не хотелось. Девушка это предвидела и вылечила ему все язвы, кроме одной. Князь не сдержал свое слово и после чудесного исцеления сбежал от Февронии. Тогда болезнь вновь к нему вернулась, заставив еще раз обратиться к крестьянке за помощью. В этот раз свое обещание он выполнил – взял в жены девушку и не пожалел об этом.
Многие относятся к такой истории неоднозначно – кто-то видит в этом великую любовь и ценный урок от Февронии, кто-то – хитрость и расчет. Так или иначе, легенда на этом не заканчивается. После смерти старшего брата Петр стал самодержцем в городе, но брак с простолюдинкой вызвал негативную реакцию от бояр: разве может крестьянка править элитой?
«Либо откажись от жены, которая своим происхождением оскорбляет знатных боярынь, либо оставь муромский стол», – поставили князю ультиматум.
Но Петр уже был обвенчан с любимой супругой и отказаться от своего слова не только не мог, но и не хотел. Он распрощался с властью, богатством, привычным укладом жизни и выбрал изгнание. Правда, некоторое время с досадой вспоминал свое прошлое – жить в бегах ему не хотелось. Феврония как могла подбадривала супруга:
«Не печалься, князь, Бог милосерд и не оставит нас в бедности», – говорила она.
И, действительно, вскоре приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжения: бояре поссорились из-за власти, началась междоусобица. Супруги возвратились в город и правили милостиво, без суровой строгости, но и без излишней слабости. У княжеской четы родилось трое детей, правда, в летописях о них сказано куда меньше. Скептики полагают, что их вообще не существовало, а семья без потомства – это просто пара, живущая вместе.
Когда князь и княгиня достигли старости, то в одно время приняли монашество. Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Перед смертью супруги завещали похоронить их вместе, но это было невозможно: Петр и Феврония приняли монашество, и выполнить их просьбу было категорически нельзя. Однако после смерти произошло чудо – тела супругов были найдены в одном гробу и до сих пор покоятся в усыпальнице Свято-Троицкого женского монастыря города Мурома.