На этой неделе Россия простилась с Владимиром Меньшовым. Актер, режиссер, сценарист. Один из немногих россиян –обладатель «Оскара». Он говорил: или находишь путь, или прокладываешь свой. Для себя он выбрал второй вариант.
Его путь в большое кино начинался с маленьких ролей: колхозников, мастеров и бригадиров. Уж больно подходящий был типаж – крепкий, невысокого роста, с простым лицом и добрыми глазами. Впрочем, в послужном списке Владимира Меньшова есть и агенты ЦРУ, и писатели, и маршалы, и президенты. Он из редкой породы актеров: сыграть мог абсолютно все.
У Меньшова больше сотни актерских работ. Но зрителей он покорил в качестве режиссера. Без его фильмов советское кино представить невозможно. В его жизни не было второстепенных фильмов. Каждой картине он отдавался полностью. Только ленивый не говорил Меньшову, что сюжет «Москва слезам не верит» – ерунда. Слезливые истории о провинциалках, покоряющих Москву, в 1970-х были «не в тренде». Но Меньшов, никого не слушая, год переписывал сценарий. Воевал за каждую сцену. Этому его учил во ВГИКЕ сам Михаил Ромм.
«Он сказал нам всем, что не ждите, что вам сценарии будет писать Лев Толстой, вам будут писать сценарии ваши коллеги, ваши друзья. Но если в этом сценарии есть две-три сцены, которые вас цепляют, это уже повод браться за эту картину», – рассказывал народный артист РСФСР Владимир Меньшов.
В этом фильме его собственная история покорения столицы. Поступать во МХАТ Меньшов приехал из Архангельска, еле выпросив у родителей деньги на билет в общем вагоне.
«Первый раз я провалился просто с грохотом, второй раз с меньшим, в общем на четвертых раз я поступил. Это очень важный рубеж в моей жизни», – добавлял режиссер.
Каждый раз после провала Меньшов уезжал из Москвы в разные части Советского Союза. Отец будущего режиссера был военным. Семья переезжала из города в город: Баку, Архангельск, Астрахань. Там Меньшов в ожидании очередных вступительных экзаменов освоил несколько профессий.
«Токарь, я слышал, романтическая, казалось, профессия. Я точил там гайки и болты. Все это для меня были промежутки времени между поступлениями, а потом оказалось, что это жизнь была. Я многому научился, многое узнал», – добавлял народный артист РСФСР.
Меньшову еще не раз пригодится его напористый характер. В 1980-х развернулась настоящая война за картину «Любовь и голуби». Меньшов снял безобидную комедию. Вот только не угадал время. В стране шла антиалкогольная кампания, и лента на год легла на «полку». Критики велели вырезать сцены в баре, замахнулись на алкоголика дядю Митю. Но даже после правок картина шла с огромным успехом.
Борьба с цензурой так утомила Меньшова, что он почти 10 лет ничего не снимал. Когда в 1995 году вышла картина «Ширли-мырли», был снова удар от критиков. Комедию-фарс объявили самой пошлой картиной года.
«Съемки фильма – это боевые действия, война, от которых надо год отходить, приходить в себя потихоньку. Ты на такой волне ответственности несешься, каждый день приходишь и думаешь: этого нет, это не сделали, актеры не могут приехать. Все это приходиться преодолевать, преодолевать, преодолевать. А потом выдохнешь, и начинается уже жизнь фильма», – делился Владимир Меньшов.
Меньшов любил повторять, что он был и остался провинциалом. В лучшем смысле этого слова. Человек с принципами, со своим мнением и характером. Тяжело перенес распад Советского Союза, не боясь показаться в актерской среде чужим. В 2007 году отказался вручать приз фильму «Сволочи», назвав его позором для страны. Быть верным себе до конца он учил и студентов ВГИКа.
Коронавирус поставил точку в сценарии жизни великого мастера. Но картины Владимира Меньшова продолжают жить. А, значит, это не конец его истории. А всего лишь стоп-кадр.
«Фильм живет до сих пор, его показывают, его смотрят, после него звонят растроганные люди. Вот это и есть жизнь фильма. Вот если бы был «Оскар», но не было бы этих звонков и показов, он был бы для меня гораздо менее ценным», – говорил Владимир Меньшов.
Подробнее в сюжете: Новости кино
Читайте также: