Внутри одной промоины может оказаться другая. Более того, промоина может возникнуть прямо перед вами: глубиной до 10 метров и больше. Есть пещеры и гроты из глины, которые уходят на сотни километров вглубь.
Есть в Кабардино-Балкарии такое место: между Баксанским и Чегемским ущельями. Вокруг скалы и природные мосты из глины. Это место называется Актопрак. Переводится с балкарского как «белая глина».
Известно, что в 1395 году Тимур перешел через Актопрак с Баксанского ущелья в Чегемское. Защитники, которые в те времена жили в районе Актопрака, будто бы спрятали в этих местах свои драгоценности. И действительно, когда глина подмывается, на поверхность вылезают какие-то монеты. Монеты в основном XII-XIII веков – золотоордынские.
Уходить в поисках сокровищ вглубь ущелья не стоит. Можно остаться тут навсегда. Глиняная почва настолько непрочная, что осыпается прямо под ногами. Стоит лишь чуть оступиться, как мгновенно окажешься в расщелине или промоине глубиной в несколько метров. Без посторонней помощи выбраться самому невозможно. Поэтому местные жители стараются держаться от этого места подальше. Но не наш проводник Виктор Котляров. Кстати, без проводника путешествовать по Актопраку – полное безумие.
«Известно много случаев, как здесь пропадали люди. Если они попадали в промоину, а она глубиной 10-15 метров, представьте, что осталось от человека. Он ушел туда, и там же остался навсегда. Мы проводили исследование, спустили фотографа в одну из промоин, и там он увидел скелет человека. Трудно было определить, скелет принадлежал мужчине или женщине. Если судить по источникам, раньше в этом месте протекали ручьи, теперь ручьи ушли. Потому что глина все время в движении. Это непрочной материал, происходит выветривание. Здесь по всему периметру Актопрака огромное количество промоин», – рассказывает краевед Виктор Котляров.
Само место очень интересное по ощущениям. Страха нет. Он только в начале путешествия. Словно входишь в единое состояние с природой, а твоя сущность сама выбирает: где безопаснее присесть, как не упасть и не свалиться в пропасть. Начинаешь чувствовать себя словно в своей квартире. Просто общаешься, смотришь, слушаешь ветер и даже... вечность. Так здесь сегодня, было 100 и, возможно, тысячи лет назад. Меняется только форма глиняных скал. Белые замки смываются, на их месте образуются новые.
Есть еще одна особенность, которая привлекает к этому месту – каменные кругляши. На самом деле это образования в скале, так называемые конкреции. Вокруг них глина обкатывается и образуются удивительные тарелочки, которые полностью соответствуют нашему представлению об НЛО. Когда их раскрываешь, они состоят из двух, трех частей. Получается, что ты как бы заглядываешь внутрь прошлого. Некоторые в диаметре достигают 50-40 см. Есть огромные, как летающие тарелки. Они встречаются реже.
В окрестностях Актопрака режиссеры Альберд Мкртчян и Леонид Попов снимали свой фильм «Земля Санникова». Они увидели здесь такую экзотику, которую можно отнести и к Америке, и к дикому Западу, и к России. Жителю Нижнего Чегема Кайсыну Жазаеву было тогда приблизительно столько же, как и его трем сыновьям сейчас. Атмосфера на съемках была очень дружелюбной, вспоминает он:
«Я бегал здесь, Вицин держал меня за ручку и здесь я с удивлением смотрел на них. Видел, как танцевал великий танцор Эсамбаев. Как свои были, как родные. Они к нам приходили постоянно домой, кушали хичины, пили айран. Дядя Махмуд был как родной и Вицин тоже. Крачковская заходила и Даль приходил. С тех пор они в моей памяти. Когда они уезжали, Георгий Вицин подарил мне бинокль, так как я постоянно играл с ним, крутился возле актеров. Они знали, что бинокль мне очень нравился. Вицин еще сказал мне, что его за это поругают, но он очень хочет меня порадовать. И подарил».
Теперь без этого бинокля Кайсын Жазаев не выходит в горы. С тех пор прошло 49 лет. Но в стране белой глины ничего не изменилось. Места остались такими же дикими и первозданными. Впору открывать Новую Землю.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет