17:08 15/07/2021

В США планируют создать обезболивающее на основе яда тарантула

Shutterstock/FOTODOM

Ученые из Калифорнийского университета в Дэвисе (США) обнаружили, что яд тарантула может быть полезен в медицине. Он способен послужить основой для мощных обезболивающих препаратов, не вызывающих привыкания, сообщает The Daily Mail.

В яде перуанского зеленого бархатного тарантула обнаружили особый пептид, который способен блокировать каналы, по которым организм передает болевые сигналы. Несмотря на свое название, эти тарантулы (Thrixopelma pruriens) на самом деле обитают в Чили. Размер тела взрослых особей достигает 5-10 см. Это миролюбивые, но пугливые пауки. Защищаясь от опасности, они стреляют в воздух пропитанными ядом волосками.

Ученые отметили, что при сильной боли популярных лекарств, таких как аспирин, может быть недостаточно. Опиоиды хорошо помогают, но у них есть существенный минус в виде развития привыкания.

Миллионы лет эволюции позволили паукам и скорпионам «оптимизировать» пептидные, белковые и мелкомолекулярные соединения в собственном яде так, что они могут оказаться эффективнее современных лекарств. Яд вызывает у человека боль и неврологические дисфункции, но при определенной модификации способен улучшить работу нервов.

В ходе исследования ученые стремились остановить распространение болевых сигналов по сенсорным нейронам. Их заинтересовали «натриевые каналы с регулируемым напряжением» – особый тип белкового канала, обнаруженный на клеточных мембранах нейронов и мышц.

У людей выявили девять разновидностей таких каналов. Их пронумеровали от Nav1.1 до Nav1.9. Канал Nav1.7 оказался ключевым источником сигналов, участвующих в передаче боли. Как показали исследования, пептид их яда тарантула способен заблокировать его.

Правда, в чистом виде его применять на пациентах нельзя, поскольку пептид также разрушает клетки мышц и мозга. Это грозит тяжелыми побочными эффектами. Ученые в данный момент изучают, как можно их избежать.

Ранее ученые раскрыли секрет долговечности паутины. В ее состав входит азот, который микробам очень сложно разрушить.