20 июля мусульмане отмечают Курбан-байрам. В Москве праздник проходит онлайн. Как это будет происходить, что желательно и от чего лучше воздержаться в этот день, телеканалу «МИР 24» рассказал заместитель председателя Духовного управления мусульман России, муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов.
- Можно ли по-настоящему подготовиться к празднику в таком формате, не посещая мечеть? Как он будет проходить?
Ильдар Аляутдинов: В какой-то степени мы привыкли к данному формату, потому что это уже четвертый праздник. Два праздника у нас было Ураза-байрам, Курбан-байрам, которые проходят в онлайн-режиме, когда в Московской соборной мечети присутствует ограниченное количество людей – служители, имамы во главе с муфтием, а все остальные из дома наблюдают за проповедью, за намазом, проникаются атмосферой, которая царит в мечети.
Наверное, значительно большее количество людей сможет услышать и увидеть саму проповедь, потому что, несмотря на то, что мы говорили, что 200 тыс. человек раньше собиралось в мечети, все равно это было ограниченное количество людей – пространством мечети, вокруг мечети, а здесь уже ограничение в пространстве стирается в онлайн-режиме, одновременно миллионы могут присутствовать одновременно на проповеди, слушать ее и проникнуться атмосферой праздника.
Мы всех призываем, чтобы в мечеть не приходили в этот день ранним утром, а наблюдали на наших интернет-ресурсах – Духовного управления мусульман, Московской соборной мечети – и уже в течение дня можно будет мечеть посетить.
- В чем суть и значимость этого праздника?
Ильдар Аляутдинов: Этот праздник имеет многовековую историю, связан с праотцом всех пророков – Авраамом. Когда всевышний провел его через некое испытание, во сне призвав принести в жертву своего ребенка. Спустя годы, когда первенец достиг того возраста, когда может явиться поддержкой и опорой для отца, Всевышний провел его через испытание, показав, что все люди должны быть преисполнены верой и любовью ко Всевышнему выше всего мирского. В любом случае, даже семья и дети – это часть нас, но это дарованное Всевышним, всего лишь мирское, что сегодня с нами есть, а завтра, быть может, с нами его не будет.
Привязанность, покорность должна в полной мере проявляться только лишь по отношению ко Всевышнему. Все остальное человека сковывать не должно. Всевышний абсолютно не нуждается в человеческой жертве и, проведя через некое испытание Авраама, которое несет глубочайшую мудрость и смысл для всех людей до конца света, Всевышний заменил жертву человеком на жертву барашком. Ключевой смысл обряда заключается в добрососедстве, мягкосердечии, когда человек правильно совершает обряд. Даже говорится, что нельзя на глазах у барашка точить нож, нельзя его насильно тащить на место закланья, нельзя одного резать на глазах у другого барашка. Все эти моменты соблюдая, в последующем мы стараемся атмосферу праздника передать наибольшему количеству людей, делясь этим мясом соседями, родственниками, с бедными, нуждающимися, проводя разные мероприятия, приглашая гостей, чтобы атмосферу взаимопомощи, взаимодействия, взаимоуважения, чтобы она присутствовала среди людей.
- Как правильно проводить праздник жертвоприношения?
Ильдар Аляутдинов: У нас есть три дня праздника. 20, 21 и 22, реже 23 июля – дни праздничные. Желательно провести обряд жертвоприношения в первые три дня. Если кто-то не успел, то часть ученых допускает до захода солнца четвертого дня. Лучше всего, чтобы это был барашек, возможно верблюды, бычки, коровы. Обряд закланья производится. Желательно мясо разделить на три части. Одна часть остается дома, вторая передается нуждающимся, бедным, одна часть – чтобы накормить родственников, соседей, близких, организовать празднество, угостив людей, которые вам близки.
- И не продавать, не иметь с этого прибыль?
Ильдар Аляутдинов: Это очень важно. Все, что связано с жертвенным животным (даже шкуру или что-то, связанное с животным), продавать категорически нельзя. Это все раздается, все передается безвозмездно. Это очень важное условие, которое должно быть соблюдено.
- В Москве и Подмосковье будут специальные площадки, территории, выделенные для ритуального забоя скота?
Ильдар Аляутдинов: Какое-то количество лет не допускается проводить обряд закланья ни на балконе, ни во дворе – категорически не допускается на территории Москвы, на территории мечетей. Люди строго это соблюдают. Это специальные бойни, которые находятся за пределами МКАД, на территории Московской области, специально оборудованные, куда люди спокойно могут поехать и обряд совершить.
Есть организации, благотворительные фонды, которые берут с учетом текущей ситуации пандемии на себя ответственность, получают средства, имя, и от имени жертвователя производят данный обряд, и в назначенный день и час, чтобы люди часть этого жертвенного животного – две трети – забрали. Третью часть благотворительный фонд раздает нуждающимся.
- Как правильно должен себя вести верующий накануне и во время празднования?
Ильдар Аляутдинов: Сам месяц, в котором мы находимся, является одним из священных, запретных, очень значимым месяцем в мусульманском календаре, переводится как «месяц паломничества», когда паломники со всего мира съезжаются в Мекку и совершают обряд Хаджа. В этом году это ограниченное количество людей. Это особо значимые дни, когда люди стараются совершать как можно больше хорошего, правильного, праведного, тем самым приближаясь к Богу, становясь ближе к людям, верующие наполняют разными формами восхваление Создателя, возвеличивание Создателя, вознесение ему благодарностей, и человек настраивается, чтобы встретить один из двух великих праздников – Курбан-байрам, с намерением посмотреть, услышать праздничную проповедь, услышать для себя что-то полезное, значимое, и постараться в течение трех дней праздника совершить обряд жертвоприношения должным образом, соблюдая все нормы и порядки.
Мясо жертвенного животного желательно разделить на три части – одну раздать обездоленным, одну оставить дома, чтобы приготовить угощения. Мы понимаем, что ситуация в стране, городе и мире с пандемией непростая, важно не явиться причиной распространения вируса, чтобы кто-то заболел или умер. Наверное, в этом году лучше все-таки праздник встретить в кругу своей семьи. Важно даже внутри своей семьи атмосферу праздника создавать. Годить ли в гости или приглашать ли их? Наверное, в этом году стоит воздержаться, чтобы не явиться причиной распространения коронавируса. Было бы правильней, чтобы мы призвали мусульман, чтобы они празднование ограничили узким кругом семьи.
Подробнее в сюжете: Курбан-байрам