Елена Яковлева – знаменитая Интердевочка, она же Каменская, она же Вангелия. Карьера звезды развивалась стремительно: сразу после института – место в «Современнике», вскоре роль в картине Петра Тодоровского, слава в Советском Союзе и за рубежом. Всю жизнь актриса разрывалась между театром и кино – играя в московском «Современнике», около 10 лет проживала жизнь Анастасии Каменской и прошла с ней путь от майора милиции до подполковника. «Склифосовский», «Последний богатырь», «Елки», «Экипаж» – актриса востребована до сих пор, она продолжает сниматься, много времени проводит в загородном доме, выращивает цветы, обожает своего сына и собак, хоть и рассталась с родными подмостками.
Смотрите фильм «Интердевочка» с Еленой Яковлевой в главной роли в пятницу, 23 июля, в 20:15 и в субботу, 24 июля, в 10:10 на телеканале «МИР».
Родилась Яковлева в украинском городе Новоград-Волынский в семье военного – постоянные переезды и бесконечная смена школ, порой дважды в год, для семьи были обычным делом. С этой чехардой актриса связывает свою плохую успеваемость по части точных наук. Правда, не очень-то они были ей нужны – девушка точно знала, что хочет стать артисткой. Поработав после школы библиотекарем, картографом и комплектовщицей на Харьковском заводе электроаппаратуры, она скопила денег на поездку в Москву и в 1980-м отправилась поступать в ГИТИС. В тот год в Москве проходила летняя Олимпиада, и свободных мест в гостиницах не оказалось – пришлось три дня жить на вокзале, потом девушку заметил милиционер, который помог устроиться в «Золотой колос» на ВДНХ. А дальше, как в сказке: в ГИТИС Яковлева поступила с первого же раза – и не просто поступила, а заставила рыдать всю комиссию. Для экзамена она выбрала отрывок из романа Льва Толстого «Воскресение» и басню «Ворона и лисица».
«У Толстого написано: «Катюша Маслова рухнула на колени». Я придумала мизансцену – наотмашь на пол. Падаю, а пол старый, с гвоздями – коленки в кровь, боль! Тушь, которой глаза накрасила, была ленинградская, по 40 копеек. Слезы потекли – жжет! Кстати, упала я чуть ли не под стол приемной комиссии. Всем интересно, что делает абитуриент под столом, педагоги встали. Я вскочила, а они от неожиданности разом сели. Это я потом увидела свое перепачканное тушью лицо в зеркале, а тогда подумала, что поразила их талантом...», – со свойственным ей юмором вспоминала актриса много лет спустя.
Когда настал черед басни, абитуриентке дали стул, и она подумала, что, раз поставили, надо его использовать. Когда изображала ворону, ловко заскакивала на стульчик, когда лису – ходила вокруг:
«Похвалила себя: хорошо придумала! И вот я, девочка килограммов под 80, на стульчик запрыгиваю, а он… выворачивается из-под ног. Я оказываюсь в пространстве под спинкой стула. Больно! Но что творилось с комиссией! Председатель сначала хохотал, потом снял очки, вытирал слезы... В стульчике я застряла. Пока меня доставали, как-то пришла в себя и говорю: «А сейчас будет лирика!» У комиссии началась истерика. Мне сказали, что лирику не надо, присаживайтесь, ждите результата».
На комиссию 19-летняя Елена Яковлева произвела неизгладимое впечатление, такое, что остальные экзамены (историю и литературу) она могла сдать как угодно – решение уже было принято. «Когда будешь писать сочинение, подойдут и спросят: «Нужны ли пронумерованные листы?», скажешь да. Там будет готовое сочинение», – предупредили ее. А перед экзаменом по истории сказали, что надо взять билет, прочесть вслух, а потом «тихо «журчать» что в голову взбредет». Так вскоре будущая звезда советского экрана оказалась в общежитии. Стипендия заканчивалась молниеносно, и тогда Елена с соседкой по комнате решили, когда появляются деньги, сразу покупать пять пачек макарон и две пачки приправы «Вегета». На макаронной диете девушки пухли. «Может, от того, что я была толстенькая, пухленькая, меня все называли второй Гундаревой», – вспоминала она.
Фото: ТАСС/Прокофьев Вячеслав
Сразу после окончания вуза молодая актриса поступила в труппу «Современника». Редчайший случай, но за ее кандидатуру единогласно проголосовали все члены художественного совета театра во главе с Галиной Волчек. Так началась 27-летняя история ее сложного, но плодотворного сотрудничества с одним из лучших театров столицы. На его сцене она блистала в спектаклях «Двое на качелях», «Три сестры», «Пигмалион», «Вишневый сад», «Играем... Шиллера!», «Бесы», «Гроза», «Пять вечеров»...
Казалось бы, роли, о которых могла бы мечтать любая актриса, но не все во взаимоотношениях с театром было гладко. Уже в 1986 году Яковлева ушла из «Современника» в Театр имени М.Н. Ермоловой, чтобы через три года вернуться. Галина Волчек приняла «блудную дочь» – впоследствии она признавалась в особенном, чуть ли не материнском чувстве к Елене Яковлевой. О том, почему произошел тот разрыв, актрису спрашивают до сих пор, ясно одно: не было бы ухода из «Современника», не случилось бы «Интердевочки» – знаковой роли в актерской судьбе Елены Яковлевой.
На роль проститутки Тани Зайцевой Петр Тодоровский рассматривал кандидатуры Ирины Розановой, Татьяны Догилевой, Ингеборги Дапкунайте, польской звезды Катажины Фигуры. Типаж Яковлевой совершенно не соответствовал тому, что он хотел видеть. Яковлева, в свою очередь, проституток никогда не видела, но согласилась участвовать в пробах, как только увидела на пакете со сценарием, пришедшем из «Мосфильма», имя Тодоровского – одного из своих любимых режиссеров. Яковлева не любит постельных и обнаженных сцен на съемках и обычно от них отказывается, но в «Интердевочке» полностью уйти от этого было невозможно. «Лизаться и барахтаться» с японцем перед камерой молодая актриса сразу отказалась. Тогда решили имитировать секс:
«Я лежала, как бревно, на кровати, оператор тряс камерой надо мной, режиссер дергал за ноги. Я тогда думала: «Боже мой, какой позор, что я делаю. Меня увидит мама», а вот о том, что на это посмотрит вся страна, как-то не задумывалась в тот момент. Трудно давалась и сцена, где меня достают обнаженную из ванной. Режиссер настоял и оставил это в фильме. И, кстати сказать, мои родители нормально отнеслись к фильму, пересматривают его до сих пор».
Кадр из фильма «Интердевочка», реж. Пётр Тодоровский, Киностудия «Мосфильм», 1989
В 1989 году картина про советских девушек, выбравших удел «валютных проституток», чтобы исполнить заветную мечту – выйти замуж за иностранца и уехать за границу, стала лидером проката в СССР, а Яковлева, по результатам опроса читателей журнала «Советский экран», – лучшей актрисой года. На «Мосфильме» стояли мешки писем, кто-то писал с возмущением, но большинство – с восхищением. В одном из писем актрисе даже предложили возглавить профсоюз девушек легкого поведения.
«Мужчины признавались в любви, приходили письма из психбольниц, колоний... Их было безумно интересно читать. Авторы рассказывали, что им разрешали вешать мой портрет над кроватью... Одно письмо помню почти дословно: «Леночка, ты такая красотка. Если хочешь познакомиться с мужественным, сильным и красивым мачо, то это я. Сижу 15-й год в колонии строгого режима в одиночной камере. Осталось немного, скоро на волю. Если ты при выходе из театра «Современник» встретишь такого лысоватого мужественного красавца с тремя гвоздиками – это я». С тех пор при выходе из театра озираюсь по сторонам».
Спустя пять лет Яковлевой снова пришлось сыграть проститутку (бывшую) в сериале «Петербургские тайны». Ее героиня – княжна Анна Яковлевна Чечевинская, которую совращает князь Шадурский, она беременеет и оказывается выброшена на обочину жизни, становится Чухой. В 90-х Яковлева еще трижды снялась у Петра Тодоровского – в картинах «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра» и «Ретро втроем», но успеха «Интердевочки» они не повторили.
Не раз героинями Яковлевой становились сильные, но несчастные женщины, которым приходится зубами выгрызать место под солнцем. По словам актрисы, амплуа «женщины-страдалицы» преследовало ее изначально:
«...просто мне такие роли доставались. Еще до «Интердевочки» предлагали сценарии по темам откровения, развязности, распущенности. От всего этого я отказывалась, согласилась (и не ошиблась) сняться только у Тодоровского. Конечно, когда мне предлагали роли, я пыталась выбирать, искала современных страдалиц. Таких женщин я сыграла в фильме «Воспитание жестокости у женщин и собак» и в фантастической ленте «Лестница» с Олегом Меньшиковым. Играла матерей-одиночек, брошенных, покинутых».
Следующей громкой ролью в кино для актрисы стала Каменская – следователь в одноименном детективном сериале по книгам Александры Марининой. Было отснято шесть сезонов. Сериал собрал блестящую актерскую команду: Елена Яковлева, Дмитрий Нагиев, Сергей Гармаш, Дмитрий Харатьян, Сергей Никоненко, Андрей Ильин, Андрей Панин, Марина Могилевская... Если до этого в газетных заголовках Яковлева часто появлялась как «Интердевочка», то теперь журналисты иронизировали надо повышением «Интердевочки» до майора милиции. О тех временах, постоянных шутках на съемочной площадке в исполнении Гармаша и Нагиева Яковлева вспоминает с теплотой, как и своей Настасье Павловне. При этом роль Каменской она чуть не упустила. Дело в том, что к моменту начала съемок она только закончила играть в «Петербургских тайнах», к тому же, снимать собирались в Минске, а «Современник» – в Москве. Играть в кино в убыток театру Елена Алексеевна не привыкла. Два раза она отказалась, на третий согласилась. Дальше последовало 10 лет постоянных переездов, жизнь в поездах – порой актриса просыпалась и забывала, куда едет на этот раз: на спектакль или на съемки.
Фото: ТАСС/Власенко Екатерина
Одной из любимых линий сериала у зрителей были отношения Каменской с ее мужем Чистяковым. Оба – математического склада ума, он – преуспевающий ученый-математик, заботливый и невероятно терпеливый человек, она – не менее преуспевающий следователь, интересная, остроумная, но совершенно не хозяйственная. Для него на первом месте все-таки любовь, а для нее, как ни крути, работа. Он готовит и наводит дома уют, а она не может и яичницу пожарить, чтобы не испортить сковородку. Елена Яковлева признавалась, что кое-чему она у Анастасии научилась. Например, расслабляться и не взваливать на себя одну все домашние заботы:
«Я почему-то всегда была уверена, что лениться – стыдно. Например, валяться в постели, как бы ни устала накануне, когда сын и муж встают, чтобы идти в школу, по делам. А сделав это пару раз и обнаружив, что подобное совершенно нормально и супруг от этого тебя меньше любить не будет, я стала себе такое позволять. И, знаете, обнаружила, что чем больше женщина ленится в каких-то бытовых мелочах, тем активнее ей помогает мужчина. Оказывается, они могут и посуду засунуть в посудомоечную машину, и приготовить себе что-то на скорую руку… А вот если ты полностью будешь отдаваться хозяйству, делать все сама, то в конечном счете ты просто быстро износишься, потеряв привлекательность».
Как и у Каменской с Чистяковым, брак Елены Яковлевой и ее супруга Валерия Шальных претерпел много испытаний, но устоял. Актеры вместе с 1985 года – уже 36 лет. Познакомились в «Современнике», первые пять лет жили без штампов в паспорте, а зарегистрировать отношения решили, чтобы на гастролях заселяли в один номер. По словам актрисы, бывали моменты, когда чуть не доходило до развода, начиналось взаимное непринятие, скандалы, но у супругов всегда хватало мудрости перетерпеть кризис. Сплотили их, как ни странно, собаки, а потом появился загородный дом в Подмосковье, в котором актриса обожает разводить цветы. Из грядок там – только клубника. Брак с Шальных был для Яковлевой вторым, о первом она рассказывает скупо – просто юношеское увлечение, студенческий роман с актером Сергеем Юлиным, который не продержался и года.
Одной из последних крупных ролей для актрисы стала роль болгарской прорицательницы в сериале «Вангелия». Эти съемки стали для Яковлевой настоящим испытанием. Во-первых, дело в гриме – актрису решили не только состарить, но и сделать похожей на Вангу. Резиновая маска тут бы не подошла – лицо должно было оставаться «живым», подвижным. Поэтому за четыре месяца изготовили специальный пластический грим, состоящий из отдельных деталей, которые последовательно наклеивались на лицо. Наложение этого грима занимало пять часов каждый съемочный день. Во-вторых, не каждая актриса согласилась бы сниматься с закрытыми глазами, но Елена Яковлева не побоялась трудностей.
«Я вообще эту нишу заняла. Не то чтобы собиралась постоянно играть старушек, но это задел на будущее, – шутит актриса. – Режиссер открывает сценарий, там роль бабушки. А кто у нас бабушку играл – Яковлева! И в первую очередь мне предложат роль. Пока артисты моего возраста молодятся, играя с любовниками, я нарабатываю на будущее».
Шутки шутками, а в жизни актрисы происходили настоящие чудеса. В 2014 году Елена Яковлева перенесла клиническую смерть – плохо стало прямо на сцене. После спектакля ее увезли на «скорой», диагностировали скрытую язву желудка. Во время операции сердце Елены Алексеевны остановилось. «Страха я не испытывала совсем. Впереди маячил яркий свет. Меня тянуло к нему любопытство. Все эти ощущения трудно передать словами. Вскоре пришлось возвращаться – я пришла в себя», – вспоминала она.
Актриса часто дает интервью и откровенно рассказывает про пластические операции, работу, 29-летнего сына Дениса – накачанного и покрытого татуировками молодого человека, который пока что не нашел своего призвания в жизни. 10 лет назад Елена Яковлева окончательно ушла из «Современника», за ней последовал и Валерий Шальных, будем ждать новых ролей от актрисы, которая не раз удивляла зрителей на сцене и телеэкране.