Следственный комитет в Петербурге начал проверку после сообщений о конфликте на детской площадке. Напомним, что в одном из новых жилых комплексов местная жительница, гулявшая с внучкой, пыталась выгнать с детской площадки детей с особенностями развития, которые посещают местный инклюзивный центр и вышли погулять в сопровождении воспитателей. Женщина пыталась их прогнать, кричала, вела себя агрессивно, угрожала воспитателям и при этом заявляла, что дети с аутизмом пугают ее ребенка. Об этом стало широко известно благодаря видеозаписи конфликта, которая попала в интернет.
По словам работников инклюзивного центра, подобные конфликты возникали и раньше, однако на этот раз дело дошло до рукоприкладства: агрессивная гражданка ударила воспитателя, после чего взрослым пришлось успокаивать напуганных детей. О том, могут ли малыши с особенностями развития нанести какой-то вред другим детям, а также будет ли привлечена к ответственности жительница Петербурга, рассказали в интервью корреспонденту «МИР 24» психологи, врачи и юристы.
«Конечно, никаких правовых оснований у женщины, пытавшейся ограничить доступ к игровой площадке детей с особенностями развития нет, – говорит юрист компании «Коробко и партнеры» Сергей Коробко. – Конфликт происходил в общественном месте. И, хотя российское законодательство не содержит четкого и однозначного определения понятия «общественное место», из совокупного толкования норм законов можно сделать вывод, что общественное место – это территория или помещение, свободное для доступа и использования широким кругом лиц, не имеющее ограничений доступа для каких-либо определенных категорий граждан, не являющееся частной собственностью или не используемое в индивидуальном порядке. К таким местам, в частности, относятся домовые и придомовые территории, включая игровые площадки для детей. Таким образом, любые ограничения нахождения кого-либо, в том числе детей с особенностями развития, в таких местах являются незаконными».
Самый главный и важный вопрос, который все равно остается у людей – опасны ли дети с расстройством аутистического спектра, о которых шла речь, в плане проявления агрессии для других детей.
«Ответ – «нет», – говорит психолог Ирина Коробченко. – Для деток с подобным диагнозом очень сложно даются коммуникации и взаимодействие с социальной средой. Действия с предметами вызывают у них больший интерес, чем общение. Такие дети крайне чувствительны и пугливы. Любой контакт с малознакомым человеком закончится тем, что ребенок уйдет в себя. Из-за нарушения коммуникативной функции страдает речь, ребенок-аутист не может владеть ею на уровне нормотипичного ребенка. Но усматривать в таких детях опасность – это заблуждение».
С другой стороны, могут ли дети-аутисты своим поведением нанести вред психологическому здоровью сверстников? По словам психолога, нанести вред может только неправильное поведение взрослого. По сути, вред наносит незнание и отсутствие толерантности. «Мы не можем ограничить детей от мира, от понимания того, что в нем есть люди с ограниченными возможностями. Рано или поздно мы все сталкиваемся с реалиями жизни. Поэтому необходимо как можно раньше объяснять детям, как нужно взаимодействовать с непохожими на них людьми», – говорит специалист.
«Дети с особенностями живут и учатся среди нас, – говорит психолог «Теледоктор 24» Юлия Кузнецова. – И здоровым детям и их родителям надо учиться жить с ними и привыкать к их существованию. Трудно нам или легко, но наши дети должны быть подготовлены к тому, что им предстоит жить, учиться и работать именно в таком обществе».
«Не будем забывать и то, что во всем мире набирает обороты так называемое инклюзивное образование, когда дети с ограниченными возможностями учатся вместе с их здоровыми сверстниками, что позволяет адаптировать детей с особенностями и научить толерантности всех остальных. Толерантность – главный признак здорового общества», – говорит Ирина Коробченко.
По словам заведующего детской клиникой Роддома №4 при ГКБ им. В.В. Виноградова Владислава Зяблицкого, дети с особенностями не представляют никакой опасности, кроме детей с тяжелыми нарушениями психики, что характеризуется повышенной агрессией или нарушением поведения. Только в этом исключительном случае имеет смысл отделение ребенка от сверстников.
«Уже довольно долгое время врачи и преподаватели стараются устранять лишние барьеры, держащие особенных детей в изоляции, для того чтобы эти дети не разлучались с семьей, могли получать образование и участвовать в жизни сообщества, – говорит врач. – Дело в том, что изоляция особенных детей очень вредит их развитию. Существует термин, описывающий происходящее с ребенком в специальных учреждениях (при ограничении его общения с внешним миром и своими сверстниками) – синдром госпитализма. Это нарушение детского психического и личностного развития. Госпитализм накладывает негативный отпечаток на все сферы личности ребенка, тормозя интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие. И, наоборот, общение особенных детей с простыми детьми помогает им больше раскрыться и лучше развиваться. К тому же, такое общение полезно и их здоровым сверстникам: при взаимодействии с особенными ровесниками дети учатся коммуникативности и у них на подсознательном уровне идет выработка потребности в помощи другому человеку».
К сожалению, в нашем обществе довольно распространен буллинг. «Этим термином принято называть травлю, оскорбление, унижение, эмоциональное или физическое насилие в отношение детей, которые не похожи на своих сверстников, – говорит психолог Юлия Кузнецова. – Психология буллей отличается готовностью к самоутверждению за счет насилия. Это агрессивно настроенные ко всему миру люди, грубые, легко подверженные фрустрации, с трудом соблюдающие правила, раздражительные и неуравновешенные. Ими руководят страхи и невежество. Они враждебно воспринимает все, что находится вне их личных ценностей и представлений о морали и нравственности. Но на самом деле все идет из семьи. Дети учатся у родителей. И взрослые агрессоры – это тоже дети, которые выросли в нездоровой атмосфере, переняв этот сценарий, они живут согласно ему, не включая осознанность».
Ситуация на детской площадке – яркий пример буллинга.
«Психологическую травму детям наносит именно агрессор, вызывая у детей, которые наблюдают за буллингом, различные негативные чувства: страх, вину, агрессию, стыд. Плюс это воспитывает в подрастающем поколении нетерпимость по отношению к людям, непохожим на них. Это наносит урон всему обществу!» – говорит Юлия Кузнецова.
Конечно, к ответственности агрессора надо привлекать, общество не должно молчать и поощрять агрессию.
По словам руководителя юридической компании «CREO» Ирины Никитиной, действия женщины, устроившей скандал, могут быть квалифицированы судом как нарушающие права, принадлежащие гражданину от рождения. Статья 150 Гражданского кодекса РФ гласит, что свобода выбора места пребывания является одним из видов нематериальных благ и защищается законом.
«Родители детей могут обратиться в суд, ссылаясь на статью 151 (Компенсация морального вреда). Чисто теоретически они могут потребовать любую сумму – ту, в которую они оценивают свои страдания и страдания детей. Но в России практика компенсации морального вреда работает слабо. К тому же, моральный ущерб еще необходимо доказать. Для этого могут использоваться в том числе и свидетельские показания. Судьи если и удовлетворяют такие иски, то в очень скромном размере. Думаю, вопрос денежной компенсации играет здесь не решающую роль, так как задача состоит именно в вопросе защиты прав детей посредством запрета в дальнейшем посягать на нарушение прав детей в судебном порядке», – говорит юрист.
«В действиях гражданки могут усматриваться признаки оскорбления, что является административным правонарушением, влекущим наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, – говорит ведущий юрист ГК «ЕЮС» Павел Кокорев. – Привлечь к уголовной ответственности женщину вряд ли получится, так как статья 136 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за дискриминацию, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, совершенное лицом с использованием служебного положения. Понятно, что состава этого преступления в действиях гражданки нет».
По словам юриста, формально действия женщины возможно подвести под ст. 330 Уголовного кодекса РФ – самоуправство, однако для привлечения ее к уголовной ответственности необходимо условие причинения существенного вреда противоправными действиями. «Существенный вред предполагает какие-либо негативные последствия, которых нет. В вязи с чем по данной статье УК РФ также привлечь ее к уголовной ответственности будет остаточно сложно. Так что, скорее всего, гражданка отделается штрафом», – заключил эксперт.