13:47 29/07/2021

В чем сила Поднебесной, или Как дело Ленина живет и побеждает в Китае?

Shutterstock/FOTODOM

«Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу», – говорил создатель КНР Мао Цзэдун.

Компартии Китая в этом году исполнилось 100 лет. Почему в Поднебесной до сих пор живы идеалы коммунизма? Каким образом тело Сталина в 1961 году чуть было не отправилось прямиком за китайскую стену? В чем секрет экономического чуда в КНР? Ответы из уст экспертов – в выпуске программы «Секретные материалы».

Для коммунистического движения 19 июня 2021 года стало эпохальной датой. Впервые в истории у Китайской коммунистической партии появилась своя собственная партийная ячейка, где бы вы думали? В космосе!

Три тайкунавта, которые сейчас находятся на борту орбитальной станции «Тяньгун» (Небесный дворец), являются коммунистами. А согласно уставу – первичная организация может быть создана при наличии трех членов партии.

Примечательно, что это событие прошло в год столетия образования компартии Китая. Первый ее съезд прошел в июле 1921 года. Целью партии было провозглашено установление в Китае диктатуры пролетариата и строительство социализма.

«Он проходил в районе Шанхая, и на нем было всего 12 человек, а всего Компартия Китая тогда насчитывала 50 человек, – говорит доктор исторических наук Владимир Фортунатов. – Последняя встреча проходила на прогулочной лодке на озере Наньху под Дзяцином в провинции Джедзян. А секретарем первого съезда был никто иной, как молодой Мао Цзэдун».

Вслед за «старшим братом»

«Сталин и Мао слушают нас» – эти слова советской песни знали все в Советском Союзе. При Сталине отношения между СССР и Китаем были самые теплые. Сталин всячески поддерживал китайских товарищей. А Мао всегда восхищался великим вождем и учителем. Достаточно сказать, что Советский Союз безвозмездно передал Поднебесной все вооружение, захваченное после разгрома квантунской армии.

Китайские коммунисты во всем следовали опыту «старшего брата».

«В этот период Китай в основном следовал опыту Советского Союза, – говорит Владимир Фортунатов. – Было ликвидировано помещичье землевладение, началась индустриализация, проходило кооперирование сельского хозяйства, было введено пятилетнее планирование.

И, конечно, во многом китайская народная республика опиралась на колоссальную поддержку со стороны Советского Союза. Я встречал такую цифру: в пятидесятые годы примерно 1% валового внутреннего продукта СССР шел полностью на поддержку Китая. Ни одна область, ни один регион в нашей стране не получали такой поддержки!

Огромная помощь оказывалась Китайской Народной Республике. Например, все атомные реакторы на территории Китая были построены с помощью Советского Союза. В Китае были залежи урана и все было рассчитано на значительную перспективу».

Делу Сталина верны: Мао против Хрущева

После смерти Сталина и отношения между СССР и Китаем резко ухудшились. 13 марта 1953 года Совет по психологической стратегии ЦРУ выпустил меморандум № SE-39, который назывался «План психологического использования смерти Сталина». В нем говорилось, что в руководстве СССР даже близко нет лидера, подобного Сталину. Поэтому на лидерство в мировом коммунистическом движении станет претендовать Китай во главе с харизматичным Мао Дзэдуном, что вызовет напряженность между двумя странами.

«Суть в том, что после смерти Сталина в 1953 году Мао Цзэдун решил для себя, что китайская Коммунистическая партия должна стать партией номер один, – говорит писатель Александр Мясников. – Потому что Сталина нет, и Мао, как глава одной из самых больших коммунистических партий мира, должен занять главенствующее положение.

Но тут нашла коса на камень, потому что в СССР к власти пришел Хрущев. Он разоблачает культ Сталина, и начинается уже совсем другое противостояние. Китай из самой братской и близкой страны вдруг становится почти врагом! Это было немыслимо для всех, в том числе для советских людей, потому что все привыкли что «русский и китаец – братья навек». И никто не понимал, что происходит».

Фото: Егоров Василий, Соболев Валентин/ТАСС
Развенчание культа личности Сталина вызвало шок во многих компартиях. Мао Цзэдун выступил резко против, как он говорил, «ревизионистского курса Хрущева и его клики». На встрече с Хрущевым Мао говорил: «Имя Сталина глубоко почитаемо во многих странах, он служил образцом убежденного революционера. Мы верили в него, в его учение, его опыт. И теперь все это перечеркивается. Мы рискуем потерять авторитет коммунистов!».

Узнав о выносе Сталина из мавзолея, китайская делегация предложила выкупить саркофаг с телом вождя, чтобы установить его в Пекине. Хрущева с трудом удалось отговорить от этого позорного шага. И Сталина перезахоронили у Кремлевской стены.

«Мао Цзэдун в силу своих амбиций хотел войти в историю, – говорит Владимир Фортунатов. – Ему очень хотелось, чтобы его бедная, нищая, отсталая страна совершила рывок вперед. Его идея была очень красивая, романтическая, но сугубо идеалистическая. Он говорил: 10 лет упорного труда – и 10 тысяч лет процветания!».

Хрущевская кукуруза и большой скачок Мао Дзэдуна

С 1949 года, после образования Китайской народной республики, Компартия стала единственной реальной силой на материковом Китае. С этого момента ни одно серьезное решение не принималось без одобрения Центрального Комитета. Сегодня партия сосредоточилась на решении экономических проблем и задействует все механизмы для экономического роста.

Трудно поверить, но даже свадьбы китайцы умудрились поставить на службу экономике! Сегодня в Поднебесной мужчин на 31 миллион больше, чем женщин. Выкуп, который платят за невесту, составляет 250 тысяч юаней, примерно 37 тысяч долларов. Причем около 10% от суммы выкупа получают профессиональные свахи. Такая ситуация обеспокоила коммунистов. Они взялись за перевоспитание брачных агентов. Теперь сваха, являющаяся членом компартии, обязана ограничить свой аппетит.

«В Китае на экономический рост работает даже дефицит невест, – говорит экономист Дмитрий Прокофьев. – В Поднебесной больше мужчин, поэтому девушке найти себе парня – вообще не проблема. Но, естественно, это вынуждает тех, кто хочет жениться, работать много, поскольку это очень дорого. Причем есть данные, что дефицит невест мотивирует мужчин работать больше. Подсчитано, что такая мотивация дает экономическому росту страны еще полтора процента. Это очень много! Присутствует такая мотивация и в России. У нас тоже женщины заставляют мужчин работать».

Помните знаменитый лозунг Никиты Хрущева «Догнать и перегнать Америку»? Аналогичный курс был провозглашен Мао Цзэдуном в 1957 году. Он вошел в историю как «Большой скачок». Если СССР соревновался с Америкой, то Мао поставил более скромную задачу – догнать и перегнать Англию.

«Начинается очень своеобразная коммунистическая гонка, – говорит Александр Мясников. – Хрущев пытается поднять страну за счет кукурузы, что приводит к полному голоду. Мао Цзэдун решил переплюнуть Хрущева и в пятьдесят девятом году объявляет «Великий скачок». Суть его заключалась в том, что, во-первых, каждый крестьянин должен поставить маленькую доменную печь и добывать металл, во-вторых, китайцы должны уничтожить всех воробьев, потому что было подсчитано, что каждый воробей съедает за месяц 100 зерен. Короче говоря, поубивали всех воробьев. И вот этот Великий скачок закончился примерно тем же, чем закончилась у нас кукурузная эпопея».

Жертвы китайской культурной революции

«Возле города Пекина ходят бродят хунвэйбины». Это слова из популярной песни Владимира Высоцкого. Сегодня мало кто помнит, кто такие хунвейбины и цзяофани. После провала политики Большого скачка (по некоторым данным, в этот период от голода в Китае умерло от 20 до 40 миллионов человек) Великий кормчий решил окончательно сокрушить своих противников и объявил начало великой пролетарской культурной революции. Толпы голодных неграмотных школьников уничтожали всех, кто был против курса товарища Мао.

«Мао заявляет, что все враги сидят в парткомах, – говорит Александр Мясников. – И начинается что-то страшное, просто безудержное уничтожение китайской элиты. И партийной, и ученой – какой угодно. Это невероятная вещь. Если вы хотите поехать в поезде, то сначала вы должны прийти на вокзал и сделать три поклона портрету Мао, только после этого пустят в поезд. Но это еще не все. Там началось массовое убийство, каннибализм начался. Даже говорить об этом не хочется, там страшные вещи были. Книги никакие не издавались, кроме цитатников. Была выпущена специальная книга в пластмассовом переплете, на котором не остается крови. Потому что вот этими пластмассовыми цитатниками просто забивали людей. По официальным данным, больше 1 млн 700 тыс. людей было убито, а 100 млн пострадало».

Фото: Zuma/TASS

На десять лет Китай погружается в хаос. Отношения с СССР почти полностью прекратились. Из Поднебесной были отозваны все советские специалисты. Мао, почитавший себя после смерти Сталина коммунистом №1 в мире, обвинил советское руководство в отходе от идей Коминтерна. Он требовал начать великую войну против империалистов, сокрушить бумажных тигров, дать Китаю атомную бомбу и вернуть якобы захваченные территории.

В ночь на 2 марта 1969 года китайские военнослужащие перешли границу в районе острова Даманский. В результате конфликта погибли 58 советских солдат. С китайской стороны – более тысячи.

«Я не буду рассказывать всю историю, как дело дошло до военных столкновений на острове Даманском, и о том, как после этого наши отношения с Китаем почти свелись к нулю, – говорит Владимир Фортунатов. – Я приведу только высказывание знаменитого китайского лидера, мыслителя, философа Дэн Сяопина. Когда он встречался в восемьдесят девятом году с приехавшим в Китай Горбачевым, он говорил так:

«Реально существенная проблема заключается в неравенстве и китайцы чувствуют себя униженными». То есть давление, которое оказывалось на них со стороны Хрущева и всего советского руководства (в какой-то степени Брежнев в этом тоже поучаствовал), китайцы воспринимали как унижение. А Мао Цзэдун, конечно, этого терпеть не мог».

События на площади Тяньаньмэнь как двигатель прогресса

После смерти Мао власть в Поднебесной перешла к прагматичному Дэн Сяопину. С этого момента начинается великое китайское чудо. «Умный учится на ошибках других, глупый на своих» – гласит китайская мудрость. Компартия Китая тщательно изучила опыт ленинского НЭПа и взяла курс на многоукладную экономику.

«На самом деле никакого большого чуда не произошло, – говорит Дмитрий Прокофьев. – То, что мы называем «китайским чудом», это то, что могло бы быть в Советском Союзе, это фактически НЭП. Когда Дэн Сяопин пришел к власти, он решил отвязаться от китайского крестьянина. Он сказал: ребята, все, давайте не будем оперировать никакими коммунистическими догмами, пускай люди занимаются своим хозяйством сами».

Как ни странно, но главным событием, повлиявшим на колоссальный приток иностранных инвестиций в Китай, стали события на площади Тяньаньмэнь. Молодежные протесты прошли и в других городах, они были спровоцированы Западом в надежде изменить строй в Поднебесной по примеру СССР. Но Китай, в отличие от Советского Союза, поступил жестко и выиграл.

«Причем надо понимать, что когда Дэн Сяопин пустил туда войска, то там 15 танков были сожжены! – говорит Александр Мясников. – То есть за так называемыми студентами стояли вооруженные люди! Но самое главное было другое – китайская власть показала, что страна находится под контролем и управляема. И именно после этих событий в Китай пошли фантастические инвестиции! Можно провести аналогию, что есть зеркало, а есть кривое зеркало. Кривое зеркало – это, к сожалению, наша страна, когда на рубеже девяностых начался развал СССР, который показал, что страна неуправляемая вообще никак. И поэтому все финансовые потоки повернулись в Китай».

Великое китайское чудо

Сегодня КНР из отсталой феодальной страны превратилась в высокотехнологичную индустриальную державу. Она не только успешно развивает собственную космическую программу, но и на земле добивается выдающихся успехов.

Эпидемию коронавируса успешно победили. Половина всех высокоскоростных железных дорог в мире, 30 тысяч километров, принадлежит республике. Скорость поездов 380-400 километров в час! Китай успешно конкурирует с США на рынке электроники. Словом, если хочешь заглянуть в XXII век – приезжай в Поднебесную. И все это произошло под руководством коммунистической партии, которая органично вошла во все отрасли экономики.

«Почему экономика КПК незыблема? По одной простой причине, – говорит Александр Мясников. – Это национал-коммунизм чистой воды. «Китай превыше всего» – это идеология, которая пропагандируется там. Китайский вариант капитализма, замешанный на коммунизме, будет очень долго существовать. Дело в том, что они просто разрешили капитализм, а Коммунистическая партия вошла в капиталистическую систему как часть акционерного общества. То есть в Китае есть гарантия, что твое предприятие не закроют, потому что его акционер – Компартия».

Фото: Иванов Артем/ТАСС

За сто лет Компартия Китая прошла через долгий путь проб и ошибок. Но в отличие от Советского Союза и России, китайцы не отрицают своего прошлого, они идут вперед, учитывая былые неудачи. Даже Мао, с его великими скачками и культурной революцией, никто не собирается выкидывать из мавзолея. Страна строит свой социализм с китайской спецификой – эта идея была внесена в устав партии товарищем Си Цзиньпином на XIX съезде. Сила Поднебесной – в мудром руководстве Компартии.

«Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что в этом году не только 100 лет Компартии Китая, но в этом году 100 лет исполняется и новой экономической политике Владимира Ильича Ленина, – говорит Владимир Фортунатов. – И китайцы идеи Ленина, то есть соревнования различных укладов под жестким контролем Коммунистической Партии, когда политические, идеологические основы остаются, они эту идею НЭПа развили в полной мере».

«Не важно, черная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей – это хорошая кошка».

Дэн Сяопин, китайский реформатор.

Смотрите новые серии документального проекта «Секретные материалы» на телеканале «МИР».

Полную версию программы «Секретные материалы» смотрите на нашем Youtube-канале.