Китай реформируют систему образования. В стране ввели ограничения на дополнительное обучение и обвалили рынок онлайн-репетиторов. О новых правилах телеканалу «МИР 24» рассказала главный научный сотрудник, заслуженный профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
- Изменения задуманы, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье студентов. Вводится запрет на допобразование. К каким результатам это может привести?
Ирина Абанкина: Наши коллеги – специалисты и педагогических университетов, и академических институтов, занимающихся вопросами образования, которые есть в Китае, давно вели сравнительные исследования нагрузки на детей, сравнивали с Южной Кореей, которая добилась очень высоких результатов в освоении образовательных программ (мы знаем, что они всегда в тройке лидеров по всем международным сравнениям), и выяснили, что в Китае дети занимаются намного больше, уходят чуть ли не в 9 часов из школы, что нагрузка сильно растет, что ставит угрозу и здоровью, и, с другой стороны, государство, много вкладываясь в вариативность, в развитие программ, не может защитить семьи от того, чтобы они не занимались дополнительно платно – это вызывает заметное неравенство в доступе к качественному образованию.
Те, кто проживают в селе, в городах, где нет такого разнообразия, и им не предоставлены такие условия, оказываются в худших условиях, у них гораздо короче образовательные траектории, часть ребят после 9 класса (это уровень обязательного образования в Китае) вообще не продолжает учиться. Это совершенно не устраивает, хочется сделать гораздо более длинные треки образования в Китае, доступного для всех.
Компартия, вкладываясь в развитие доступного образования, ограничила и нагрузку на детей, и запреты ввела на платные дополнительные, в первую очередь, онлайн-программы.
- Онлайн-обучение сохраняется, но, чтобы оно не портило зрение. Онлайн-курс не может длиться более 30 минут, с перерывами между курсами не менее 10 минут. Можно ли за 30 минут успеть донести информацию?
Ирина Абанкина: Давайте обратимся к известнейшей платформе TikTok. Тиктокеры делают сегодня очень короткие вбросы. Интенсивные занятия никогда не превышают 30 минут, иначе считаются неэффективными. Такая интенсивность в онлайн-формате, когда одновременно идет и общение, и участие в заданиях, которые предлагаются, причем соединение визуальной, слуховой информации с тем, что участники одновременно заполняют бланк с заданиями, очень резко повышает интенсивность участия всех органов чувств, восприятия информации, ее переработки, и часто на конкурентной основе.
В первую очередь, это забота о том, чтобы были энергетически важные перерывы, поскольку истощенность нервной системы при длительном сидении за компьютером происходит очень быстро.
- Если ребенок не может сделать домашнее задание самостоятельно, он идет спать, а с учителем будут разбираться. Таким образом, растет ответственность преподавателя. Насколько это разумное требование?
Ирина Абанкина: В Китае на педагогах очень большая ответственность. Более того, карьерная траектория педагогов рассчитана так, что начинают они с сельских школ, с небольших классов и, только показывая очень хорошие результаты и достижения своих учащихся, они могут претендовать на работу в городской школе и в специализированных школах, аналогичных нашим лицеям или гимназиям.
Ответственность за успехи учеников несет учитель. Он должен проработать грамотную траекторию освоения материала. У них даже нормативы на учителя различаются очень серьезно. Если вы работаете с детьми с ограниченными возможностями здоровья, норматив на ученика различается в 10 раз. Ваше право – взять класс 45 – 50 человек детей без особенностей в развитии, или взять пять человек детей, если вы с ними умеете работать, с особенностями в здоровье и развитии. В зарплате педагог не потеряет, но это его выбор.
Он будет работать в полноценном классе здоровых детей, нести ответственность за их достижения, или он применит адаптированные технологии обучения детей с особенностями в развитии, в том числе, может быть, с серьезно выраженными дефектами. Если он умеет с такими детьми работать, ему такая возможность будет предоставлена. Но формирование классов, умение реализовывать разные образовательные технологии – это ответственность педагога. За педагогами очень серьезный контроль, очень серьезная оценка эффективности их деятельности с точки зрения достижений учащихся, причем как академических, так и сохранения здоровья. Это чрезвычайно важная линия, которая позволяет соединять образование не во вред, а в пользу здоровью.
- Китайское руководство регламентировало время для домашних письменных заданий. Если, например, в третьих – шестых классах ученики должны справиться с заданиями за 60 минут, то в младших классах средней школы это не более 90 минут. Если сравнить с российскими стандартами, это много или мало?
Ирина Абанкина: Это очень серьезные нормы, я знаю китайских коллег – они сравнивали, в первую очередь, с Южной Кореей. Там ровно столько тратят дети на выполнение письменных домашних заданий – не более часа или не более полутора часов, если речь идет о более серьезной подготовке, более серьезном уровне образования.
У нас нередко дети тратят больше на подготовку письменных заданий, потому что часто несогласованная политика педагогов в школе, каждый из учителей гуманитарных предметов, естественно-научных, точных задает задания в размере не 15 минут, а минимум получаса, а некоторые тратят и по 40 минут на каждый предмет. Когда надо готовиться к нескольким предметам, это выливается в два – два с половиной часа.
У нас изменения в СанПиН пытаются внести об уменьшении нагрузки. Была очень большая дискуссия в профессиональном сообществе, в том числе с подключением родителей: а стоит ли сохранять домашние задания? Может, все в школе осуществлять, включая группу продленного дня, чтобы, уходя домой, ребенок не делал письменных домашних заданий.
Пока мы знаем, что серьезно ограничить письменные задания не удалось, но мы знаем, что у нас очень серьезные проблемы со здоровьем детей. У нас заканчивают школу очень мало детей с первой группой здоровья, включая достаточно серьезные хронические заболевания, связанные не только со зрением, но и с заболеваниями ЖКТ, с осанкой, с эндокринными заболеваниями.
- Западный и азиатский опыт в системе образования нередко переносится на российскую почву. Что-то из нововведений китайского образования может быть перенесено на российские школы?
Ирина Абанкина: Одно из основных, что хотелось бы перенести, это заботу о сохранении здоровья детей. Об ограничении нагрузки. Я считаю, что есть смысл очень серьезно обсуждать письменные домашние задания, ограничение их по времени, потому что многое в российском образовании идет в ущерб здоровью школьников. У нас очень мало исследований того, как участие в онлайн-программах влияет на здоровье школьников.
Были требования, в том числе ОНФ, Общественной палаты России, в первую очередь, исследовать результаты внедрения Московской электронной школы, влияния на здоровье школьников. Если бы эти исследования были закончены, я считаю, что меры, которые приняли наши китайские коллеги, могли бы быть ориентиром в том, какое регулирование есть смысл использовать, в том числе с учетом обновления федеральных государственных образовательных стандартов, с учетом нашего культурного многообразия и развития языковых особенностей – не только русского языка, языков народов нашей страны, иностранных языков (в первую очередь, мы говорим о европейских языках), но мы знаем, что у нас сегодня очень большой интерес к изучению китайского языка.
Вопросы нагрузки на ребят, регулирования онлайн-образования очень серьезные. В условиях пандемии многие родители говорили о том, что дети 12 часов проводят за экраном, особенно те дети, которые мотивированы, и, конечно, это влияет на усталость, на психическое самочувствие детей, на то, что не только зрение теряется, но и стресс увеличивается, поэтому очень многие педагоги и школы говорили о том, что надо максимально возвращать очное обучение, общение в классах, ставить задачи по некоторому ограничению такого онлайн-образования.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: