В семье актера московского ТЮЗа Кирилла Водолазова случилась беда – его отец попал под влияние незнакомых людей, дистанцировался от родственников, а потом при невыясненных обстоятельствах попал под поезд, предварительно переписав половину квартиры на Кутузовском проспекте своей невесте, которую никто не знал, и, продав однокомнатную квартиру в Ясенево, в которой жил сын. Денег никто никогда не видел. О смерти отца актер узнал от нового собственника квартиры, в которой жил. Ведется следствие. Как не стать жертвой черных риелторов, телеканалу «МИР24» рассказал адвокат, президент общественной организации «Коллективная защита» Марат Аманлиев.
- Исходя из профессионального опыта, у Кирилла Водолазова есть шанс вернуть семейную недвижимость?
Марат Аманлиев: Вопрос достаточно сложный. Поскольку я не в материале, гарантий давать не могу, что получится отмотать сделки. Если собственник недвижимости не находился на учете в наркологическом диспансере или психоневрологическом, не имел никаких зависимостей и пристрастий, то достаточно непросто будет оспорить сделки, потому что находился он фактически в здравом уме и доброй памяти, заключал сделки по своей воле. Отсутствие воли, угрозы, принуждение, факт вымогательства, насилия, которое к нему применялось, предстоит доказывать в гражданском процессе истцам, либо подавать заявление о возбуждении уголовного дела по факту убийства. Если он не покончил жизнь самоубийством, значит, ему помогли уйти из жизни. Если будет доказано, что его заставили, путем насилия вынудили подписать все договоры купли-продажи недвижимого имущества, тогда шансы кратно возрастают. Если будет доказан этот факт, сделку можно будет откатить. Но если такого не будет, это достаточно нелегкий процесс.
- Эта история получила общественный резонанс. Это повышает вероятность того, что справедливость восторжествует?
Марат Аманлиев: В данном случае не сказал бы, что общественный резонанс поможет. Общественный резонанс, как правило, помогает призывать к уголовной ответственности кого-то, чьи действия были запечатлены на видео, если какой-то чиновник высокопоставленный что-то сделал не так – непристойное или незаконное. В отсутствии видеоподтверждения редко когда удается кого-то призвать к ответственности. Если имеется видеозапись таких неблагопристойных деяний, человеку сложно уйти от ответственности, и система вынуждена инициировать проверки, возбуждать уголовные дела или дела об административных правонарушениях.
А тут гражданско-правовой спор, все лежит в плоскости – доказал истец те доводы, на которые он ссылается, или нет.
- Какие схемы используют черные риелторы?
Марат Аманлиев: Схем очень много: кого-то заставляют употреблять алкогольные напитки, если видят что человек склонен к употреблению алкоголя, и начинают с ним выпивать, находится для него собутыльник, который начинает с ним выпивать ежедневно, еженедельно, и в какой-то момент появляется человек с договором. Собственник квартиры, который любит выпить, в состоянии алкогольного опьянения ставит свою подпись. После этого, возможно, появляется какой-то нотариус, который заверяет доверенность на другое лицо, которое уполномочено представлять интересы человека в органах регистрации права собственности, в управлении Росреестра, куда сдаются документы для перехода права собственности, и человек по доверенности, имея на руках подписанный договор купли-продажи, идет и перерегистрирует право собственности.
Кого-то вынуждают под угрозой применения насилия или с применением насилия подписывать документы, кто-то лишается права собственности через Госуслуги, как это было недавно: только появилась возможность зарегистрировать сделки дистанционно, как человек сразу же лишился квартиры. Они каким-то образом завладевают его доступами к личному кабинету, и через Госуслуги проводят эти сделки.
- Знакомство с мошенниками часто заканчивается смертью владельца недвижимости?
Марат Аманлиев: Мне кажется, что в настоящее время количество таких фактов снизилось, когда завладевают собственностью человека и убивают его, но я уверен, что это имеет место быть.
- Как черные риелторы находят своих жертв?
Марат Аманлиев: Они пользуются источниками, к которым имеют доступ органы государственной власти. Чтобы успешно, наверное, провести операцию по отъему имущества у гражданина, у этого гражданина не должно быть поддержки, то есть искать эти люди будут человека, у которого нет родственников, который находится в преклонном возрасте. Находится какая-нибудь бабушка или какой-нибудь дедушка, они пытаются выяснить, есть ли у него дети и те, кто готов за него постоять. Если таких родственников не находится, это самая первая жертва, на которую нападут.
- Что нужно делать, чтобы не стать жертвой черных риелторов?
Марат Аманлиев: Нужно пользоваться советами родителей, которые они дают еще в детстве: не нужно общаться с незнакомыми людьми, которые от вас явно чего-то хотят. Один из немногих способов обезопасить себя от того, чтобы с вашим имуществом ничего не случилось, нужно сходить в управление Росреестра или МФЦ и подать заявление о том, чтобы сделки с вашим имуществом проводились только в вашем присутствии.
В Росреестре есть опция, когда сделка с имуществом человека может быть зарегистрирована и принята к рассмотрению только в случае личного присутствия собственника недвижимого имущества при сдаче документов. По доверенности от вас уже сделать этого никто не сможет.
- Как это оформляется?
Марат Аманлиев: Можно прийти в МФЦ и сказать, что вы хотите подать заявление в отношении своего недвижимого имущества, чтобы сделки с ним происходили только в моем присутствии. Вам его выдадут, вы его подпишете, это отдадут на регистрацию, и в базах Росреестра будет внесена запись о том, что сделки с вашей недвижимостью могут проводиться только в присутствии собственника.
- Что делать, если возникли подозрения, что престарелые родственники связались с какими-то подозрительными людьми, которые могут оказаться черными риелторами?
Марат Аманлиев: Только нужно быть ближе с вашими родственниками, чтобы вас им никто не заменил. Нужно общаться со своими бабушками и дедушками, быть для них полезными, участвовать в их жизни, проявлять заботу – только так вы сможете оградить своих родственников от общения с черными риелторами, чтобы у них не было мотивации, желания и повода общаться с кем-либо кроме вас.
- Подводя итог, еще раз дайте рекомендации: что делать, чтобы не стать жертвой черных риелторов?
Марат Аманлиев: Не нужно соглашаться на сомнительные сделки с вашим имуществом, не нужно реагировать на непонятные предложения, потому что мошенники, как правило, предлагают какие-то космические условия для продажи вашего имущества, что они помогут вам совершить сделку, которая сделает вас миллионером на ровном месте. Чудес не бывает, поэтому, скорее всего, эти люди хотят завладеть вашим имуществом.
Не нужно выдавать доверенность на управление вашим имуществом третьим лицам, стоит сходить в МФЦ или Росреестр и заполнить заявление о том, чтобы сделки с вашим имуществом проводились только при вашем личном присутствии.
Подробнее в сюжете: Гости эфира