В этом году страны СНГ празднуют 30 лет со дня образования Содружества Независимых Государств. К этой дате «МИР 24» рассказывает о культуре и кухне народов, населяющих страны Содружества, а также о самых красивых городах.
Речь пойдет об одном из самых живописных мест Молдовы – заповедной зоне Кодры. Это место называют сердцем Молдовы, здесь расположены легендарные дремучие леса, где прятались партизанские отряды, леса, которые хранят древние тайны и воспоминания о прошлом. Кодры – это возвышенность в центре страны, между реками Реут и Прут. Она находится примерно в 50 км от Кишинева в условном треугольнике, образованном тремя селами Хынку, Кэприяна и Лозова.
Заповедник тут появился в 70-е годы прошлого века. Он занимает более пяти тысяч гектаров земли. К тому времени почти вся территория Молдовы была возделана, виноградники теснили леса и естественная растительность сохранилась менее, чем на 10% территории страны. Сейчас это единый лесной массив, в котором сохранен уникальный растительный и животный мир. Основные виды деревьев в Кодрах – дуб пушистый и бук, но растут и около 90 видов редких растений, некоторые из которых являются местными эндемиками и встречаются только тут.
В заповеднике водятся редчайшие виды птиц и животных, многие из которых занесены в Красную книгу. Здесь вольно себя чувствуют барсуки, куницы, косули, дикие кабаны, черный хорь, благородный олень. Также тут можно встретить европейского лесного кота, который занесен в международную Красную книгу.
Водится в этих местах и множество птиц, среди которых орел-могильник, несколько видов дятлов, лесные голуби, совы.
Села, окружающие заповедник, утопают в зелени садов и декоративных деревьев. Они словно являются продолжением заповедника, тем более что и тут решаются гнездиться редкие виды птиц, а также самопроизвольно вырастают виды растений, которых не встретишь больше нигде на территории страны.
Названием Кодры именуют не только сам заповедник, но и все окрестности. Основная историческая достопримечательность этих живописных мест – это монастыри, которых тут несколько. Они расположены в стороне от дорог, совсем недалеко друг от друга, поскольку часть их выросла из отдельных скитов монастыря Кэприяны.
Не всегда найдутся слова для описания такой красоты. Кодрские монастыри совсем не большие, и внутри необычайно тихие, неброские, хотя и полны очарования. Это не то место, куда едут толпы туристов. Это обители, где люди в труде и молитве искренне и с любовью пытаются выстроить свою личную гармонию с миром.
Свято-Успенский Кэприянский мужской монастырь – один из самых древних монастырей Молдовы. Он расположен в селе Кэприяна, практически в центре древнего заповедного леса и окружен лесистыми холмами. Первое документальное упоминание о нем относится к 25 апреля 1420 года.
Существует несколько версий того, кто был основателем этого монастыря. Среди них – игумен Киприян, именем которого сегодня и называется монастырь. Он был очень образованным человеком, поэтом и автором религиозных текстов. Первым строением комплекса была церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это самая древняя церковь, сохранившаяся на территории Молдовы. Дата ее строительства около 1421-1425 г. Святыней обители было рукописное на пергаменте Евангелие на славянском языке, датируемое серединой XVI века.
Знаменит также кодрский монастырь в селе Варзарешты, который почти не уступает Кэприянскому по древности, а также монастыри в селах Хынку, Гыржавку и Гырбовец, Фрумоаса, Суручаны и Кондрица. .Про последний из них есть интересная легенда.
На этом месте жил отшельник Кондря, бывший гайдук, по сути – разбойник, которого в какой-то момент замучила совесть и он ушел в скит, чтобы жить в одиночестве и замаливать грехи. По легенде он побывал на Афоне, где афонские монахи назначили ему послушание. Он должен был рядом со своим скитом оживить сухой пень, поливая его водой, принесенной во рту. Поэтому все время послушания ему пришлось еще и молчать «как воды в рот набрав». На то, чтобы оживить пень, отшельнику потребовалось три года: тот пустил новые ростки и на этом месте вырос могучий дуб.
Правда, до наших дней дерево не сохранилось, на его месте теперь построена красивая часовня-беседка с расписными сводами. Отдельным монастырем Кондрица стала только в 1918 году. Тут жило около 60 монахов. Закрыта обитель была только в 1947 году. А заново возродилась в 1993. До наших дней сохранились две церкви – Никольская 1820 года постройки и Успенская 1895 года. Остальные постройки более поздние. У входа в обитель – большой камень с цитатой из Евангелия «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».
Интересен также Монастырь Хыржаука, основанный в 1740 году. С 1819 по 1846 годы его игуменом был сербский монах Спиридон, который очень старался благоустроить окрестности вокруг обители. При нем владения монастыря значительно расширились, был создан уникальный парк на склонах холма, с каскадом озер, редкими видами деревьев, кустарников и цветов.
В двух шагах от села Варзарешты, которое расположено неподалеку от одноименного монастыря, есть невероятно романтическое место. Оно привлекает множество влюбленных: это поляна, на которой Александр Сергеевич Пушкин повстречал юную цыганку Земфиру и без памяти влюбился в нее. Великий русский поэт встретил цыганский табор, когда ехал из села Долны, где гостил в усадьбе семьи Ралли, в соседнее село Юрчены. Увидев черноглазую Земфиру, он был сражен ее красотой и остался в таборе. Неподалеку от этого места есть знаменитый родник, названный в честь той самой Земфиры.
В цыганском таборе, который стоял на этой поляне, Пушкин прожил две недели. Затем безумная романтическая история получила неожиданную развязку: Земфира сбежала от Александра Сергеевича в село Варзарешты. Поэт отправился за ней следом, но так и не нашел. Это любовное приключение с неожиданным концом вдохновило великого поэта на написание поэмы «Цыганы».
В день рождения поэта сюда приезжают влюбленные. Существует поверье, что если умыться в роднике Земфиры, а потом пойти на пушкинскую поляну, то любовь будет светлой, чистой и счастливой.
Как известно, в этих местах Александр Сергеевич 200 лет назад находился в южной ссылке – с 1820 по 1823 год. В Кишиневе поэт познакомился с бессарабским помещиком, владельцем села Долна, коллежским асессором Захаром (Замфиром) Ралли. Они сдружились, и помещик пригласил его погостить в своей загородной усадьбе в селе Долна. В саду, окружающем усадьбу, множество старых деревьев, которые помнят поэта, он гулял тут, трогал рукой их стволы.
В середине прошлого века в усадьбе Ралли открылся музей. Скоро он стал настолько популярным у туристов, что летом тут вырастал палаточный городок. Правда, вещей, принадлежавших поэту, в доме нет. Но мебель, утварь и музыкальные инструменты – подлинные, те самые, что использовались при Пушкине.
Конечно, побывав в Кодрах, нельзя уехать без сувенира. Этот регион славен своим медом и керамикой. Чайники, чашки, тарелки, блюда, вазочки, крынки для молока, кувшины для воды, светильники, статуэтки и солонки из глины расписаны яркими цветами и украшены рельефными узорами. Мастера используют разные методы обжига и получают серую, красную керамику и даже необычную черную, которой как раз и славятся Кодры.
Керамика окрашивается в черный цвет благодаря воздействию дыма. «Глина обычная, желтая, а черный цвет получается при обжиге. Воздуха в печи нет, я закладываю в нее дрова и герметично закрываю. Дрова, томясь, дымятся, и этот дым придает керамике цвет», – рассказывает гончар Захария Трибой.
Чтобы самим изучить азы гончарного дела, лучше приехать прямо в мастерскую. Захария с удовольствием проводит мастер-классы. Стоят глиняные изделия недорого, туристы покупают их с большим удовольствием.
Кроме керамики, традиционными сувенирами считаются национальные костюмы с вышивкой, красочные молдавские ковры и предметы интерьера из виноградной лозы: можно выбрать удивительной красоты настольную скульптуру, светильник или настенное панно. И, конечно, из Молдовы нельзя уехать без великолепных местных вин и коньяков. Последние официально именуются бренди. Сами же молдаване называют этот вид крепкого алкоголя «дивины».
Подробнее в сюжете: СНГ: история и векторы развития
Читайте также: