В Воронеже расследуют обстоятельства трагедии с маршрутным автобусом. Одна из версий – мог взорваться газовый баллон, который перевозила одна из пассажирок. Кто виноват в произошедшем и какие правила нужно соблюдать в общественном транспорте, телеканалу «МИР 24» рассказал директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников.
- Всем знакомы правила пользования общественным транспортом, что запрещается перевозить взрывоопасные предметы. Кто это должен контролировать?
Вадим Мельников: Если брать правила перевозки пассажиров и опасных грузов, то перевозчик несет полноту ответственности. Если пассажиры не пристегнуты, штраф получит тот, кто осуществляет перевозку. В этом случае контроль за тем, что перевозит пассажир, должен осуществлять водитель. Но тот же водитель вряд ли может каждый раз выходить из кабины, чтобы проверить, что перевозят пассажиры, и здесь есть определенная надежда на то, что пассажир не будет нарушать законодательство и брать с собой запрещенные вещества.
В самолете тоже запрещено все это провозить, просто там степень риска в разы выше, и существует несколько барьеров предполетного досмотра, соответственно, вам сто раз напомнят, что жидкости нельзя с собой брать. По сути, это то же самое, только осуществить контроль намного сложнее.
- Кто будет отвечать, если баллон взорвался в салоне?
Вадим Мельников: Думаю, что будет комплексная ответственность – компания и водитель будут привлечены к ответственности за неправильную перевозку грузов и пассажиров. Пассажир, который взял это с собой и причинил значимый ущерб здоровью и материальному имуществу, уверен, что компания подаст на него в суд, будут разбираться (тем, кому можно предъявить этот иск, возможно, родственникам). По факту к тому, кто привел к такой ситуации, будут предъявлены определенные требования.
К сожалению, в данной ситуации можно говорить, что девушка, которая перевозила баллон, погибла, но, если мы рассматриваем ситуацию целиком и делаем профилактический момент всем на будущее, естественно, перевозить это нельзя. Не дай бог, у вас что-то хлопнет, взорвется, вы тоже будете нести ответственность за это.
- Вторая версия, что взорвался баллон, установленный в автобусе, после чего прозвучало, что все автобусы дизельные, потом появилась информация, что вроде бы этого перевозчика уже наказывали за установленное без сертификата оборудование. Какие нормы существуют для установки газобаллонного оборудования в такие автобусы?
Вадим Мельников: Любая установка регламентирована необходимостью согласования всех вещей, которые внесены в конструкцию автомобиля: это и система топливная, и автомобиль гипотетически мог ехать на водороде или электричестве – это тоже требует определенных согласований, тоже могут быть проблемы.
Второй момент – автомобиль должен проходить предрейсовый контроль с точки зрения технического состояния, здесь тоже есть значимая проблема, потому что момент техосмотра требует усиления контроля. В принципе, возможно, дойдет до версии, что конструкция автобуса была сварена из нескольких частей, все не сильно правильно установлено и, как следствие, все это произошло. К сожалению, такие кейсы – не редкость, особенно в восточных регионах нашей страны, где много чего ввозится из сопредельных государств, спаивается.
Как бы ни хотелось говорить, что пассажирская перевозка достаточно безопасная, если хозяйствующий субъект, который занимается перевозкой, ставит превыше всего экономику, а не все остальное, то быть беде через какое-то время, это факт.
Что мы наблюдали даже в этой ситуации, независимо от версий, которые будут рассмотрены? Кто-то решил, что его личные потребности стоят выше всех нормативных правил, которые существуют. По сути, произошла трагедия. Если бы пассажир (если мы говорим про первую версию) соблюдал все правила, если бы транспортная компания соблюдала правила, этого бы не было.
У нас уровень регулирования с точки зрения нормативно-правовой базы (это отмечается и в докладах ООН по безопасности дорожного движения) – один из лучших в мире, при этом у нас есть проблемы с исполнением. И эта ситуация показывает, и то, что на дорогах сохраняется с точки зрения аварийности, – там же тоже 85% из-за нарушений ПДД. Что это, если не человеческий фактор?
- Если ставить газобаллонное оборудование без сертификации, много ли удается сэкономить перевозчику?
Вадим Мельников: То, что я видел в неких экономических моделях оценки эффективности газобаллонного оборудования, конечно, есть в разы сокращение расходов. Сейчас пошла модная тема про электротранспорт, тут еще больше будет. Все это связано с определенными рисками, если водитель поставил это, не сертифицировав, не внеся изменения в конструкцию автомобиля, не согласовав это с производителем с точки зрения общего порядка действий, то, по сути, этот транспорт не может выйти на линию ни при каких условиях. Априори он не может пройти предрейсовый контроль, потому что вмешательство в конструкцию автомобиля снимает хоть какую-то ответственность производителя. У нас есть сертификация транспортных средств, которая позволяет продавать автомобили, выпускать их на линию. Не зря есть осмотры, требования.
Казалось бы, поменял то, на чем ты ездишь. Вроде в любом гараже можно сделать при большом желании, но это непростой процесс. Даже поставить оборудование, которое контролирует режим труда и отдыха, это непростая история, потому что ты подключаешься к шине автомобиля. Ты можешь начинать контролировать его даже удаленно, и все это достаточно значимо. Нужно осознать на глубоком уровне, что гаражные сервисы для того, чтобы модернизировать транспорт, особенно пассажирский, совершенно не подходят, потому что, к сожалению, все это приведет к тому, что в какой-то момент это лопнет в том или ином узком месте, и в итоге произойдет трагедия.
Подробнее в сюжете: Гости эфира