Среднее образование подвинуло высшее. Как выяснили в результате исследования в Высшей школе экономики, в прошлом году половина выпускников девятых классов и каждый пятый выпускник 11 класса выбрали для продолжения обучения колледжи. Почему школьники не хотят поступать в вузы и что изменилось в сфере профессиональной подготовки, телеканалу «МИР 24» рассказал эксперт Центра развития навыков и профессионального образования Института образования ВШЭ Алексей Шабалин.
- До 2014 года в средние специальные учебные заведения шли порядка 40% выпускников, теперь – порядка 55%. Почему так происходит?
- Насколько в этом клубке причин большую роль играет недостаток бюджетных мест?
Алексей Шабалин: Дело даже не столько в недостатке бюджетных мест, сколько в сокращении территориального охвата вузами в регионах. Наши коллеги выяснили, что вузы сократили свою сеть. И теперь не в каждом регионе, не во всех его частях дети могут поступить в вуз без территориальной мобильности, в которую тоже нужно инвестировать свои средства. Поэтому в колледж иногда проще поступить, потому что в месте, где ты живешь, нет вуза.
- То есть не правы те, кто говорят о том, что выпускники школ стали бояться не набрать нужное количество баллов для поступления в вуз?
Алексей Шабалин: Это список причин. Сложно выявить вес какой-то одной причины. В каждой семье по-разному. Иногда ЕГЭ, как экзамен с высокими ставками, пугает часть родителей. Они боятся, что ребенок не сдаст ЕГЭ, даже если инвестировать деньги в репетиторов. Поэтому часть семей выбирают более безопасный путь – пойти в колледж. А потом со временем, получив опыт, пойти в вуз.
Кроме того, в целом обучение в вузе в среднем в два раза дороже, чем в колледже. Надо еще потратиться на переезд, подготовку с репетиторами и на другие статьи расходов. Колледж оказывается намного дешевле.
- Есть ли какая-либо статистика по поступающим в колледж? Какие профессии сейчас выбирают чаще всего? Какие колледжи выбирают?
Алексей Шабалин: Мы как раз рассматривали, на какие специальности больше всего хотят поступить абитуриенты. В основном, это мягкие специальности с нежесткой квалификационной рамкой или творческие. Например, это IT-сектор или реклама. То есть это специальности, где утрачивается вес диплома, как формального сигнала о вашей квалификации.
Например, на HeadHunter все меньше вакансий среди этих профессий требуют диплом для поступления на работу. Поэтому абитуриенты понимают, что опыт становится важнее диплома о высшем образовании, поэтому проще инвестировать в какие-то более короткие программы.
- То есть можно сказать, что за последние несколько лет представление молодежи о карьере поменялось?
Алексей Шабалин: Да, меняется структура рынка труда. И, как следствие, меняется представление абитуриентов о наиболее перспективных для них направлениях.
- А какой процент тех, кто закончил среднее специальное профессиональное учебное заведение, а потом идет в высшее учебное заведение?
Алексей Шабалин: Около 21 процента выпускников программ специалистов непосредственно сразу после этого переходят в вуз. То есть фактически они не выходят на рынок труда, а сразу переходят в вуз.
Но в последние годы этот процент падает, несмотря на то, что растет общий выпуск из колледжей. Это говорит о том, что эта тенденция ослабевает, и колледж перестает быть перевалочным пунктом, после которого сразу переходят в вуз. Все больше выпускников предпочитают некоторое время поработать, а после этого пойти получать образование.
И тут важно понимать, что нет противопоставления – колледж или вуз. Колледж начинает играть роль первого послешкольного образования. Но, конечно, в дальнейшем это логично – получить новую квалификацию. Это поможет выпускникам в построении карьеры.
- Руководители некоторых крупных предприятий говорят, что некому работать у станка и надо поднимать престиж профессии рабочих. Насколько это могло сыграть роль, что человек учится в среднем учебном заведении, попутно идет производственная практика, где он понимает, что и здесь можно работать, и уровень дохода здесь будет очень неплохой?
Алексей Шабалин: Не все работодатели, которые говорят о нехватке рабочих кадров, готовы создавать достаточно условий для того, чтобы люди к ним приходили. Потому что специалисты могут находиться на этом рынке труда, но их не устраивает заработная плата, которую предоставляет работодатель. Поэтому они к нему не идут, а ему кажется, что никого нет.
В этом смысле ответственные работодатели договариваются с колледжами, и в рамках дуального обучения еще в процессе учебы заключают со студентом контракт, по которому он проходит практику у него на рабочем месте, а после выпуска там же трудоустраивается. В этом смысле работодатель заботится о своем будущем и заранее старается не просто найти студентов, но и адаптировать их под свое рабочее место. Это в дальнейшем снижает издержки на их переобучение. Это взаимовыгодный процесс.
- Насколько система образования была готова к такому всплеску спроса на получение профессионального образования и перераспределение абитуриентов?
Алексей Шабалин: Система колледжей делится на две основные программы. Программы рабочих и специалистов. Внутри каждой идет прием абитуриентов после девятого или одиннадцатого классов.
Прием на базе девяти классов – чаще всего приоритетный для регионов, потому что это некая социальная миссия, эти дети в принципе не имеют альтернативы пойти в вуз. То есть они уже сделали выбор, и их набирают в колледжи.
Но для тех, кто поступает на базе одиннадцати классов, количество мест в последние годы является фактически лимитированным. У них существенно выросло количество заявлений на одно место. Если пять-шесть лет назад конкурса фактически не было, то сегодня он доходит до шести человек на место.
Процент студентов, которые обучаются платно, достиг 56-ти. То есть выпускники одиннадцатых классов зачастую с хорошими баллами аттестата, которые могли бы поступить в вуз, выбирают между колледжем и вузом, но и там, и там встречают высокую конкуренцию. Несколько человек на место – это весьма существенно.
- На ваш взгляд, повышенный спрос на профессиональное образование сохранится в будущем?
Алексей Шабалин: Ситуация с коронавирусом и изоляцией сильно обострила эту проблему. И в 2020 году существенно подскочил спрос на среднее специальное образование. Без того и так растущий тренд очень усугубился.
Мне кажется, этот тренд сохранится, но он не будет столько радикальным, как был в 2020 году, когда дети оказались фактически закрыты внутри субъекта, им было сложно переехать в другой регион, поступить, поэтому они больше поступали в колледжи.
Сейчас, возвращаясь к нормальной ситуации, спрос на среднее профессиональное образование будет сохраняться. В ближайшие годы он даже будет расти. Но, конечно, у него есть некоторый предел, и это очень интересный топик для исследований.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: