Можно ли полностью уйти в онлайн? И что ждет нас в эпоху коронавирусных ограничений? Смешно и страшно одновременно – потому что это и есть наша жизнь сегодня.
Всего пять стульев, никаких декораций, замкнутое пространство и пять человек на сцене: муж, жена, двое детей-подростков и бабушка. Антон Ильин поставил в Театр.doc пьесу Дмитрия Данилова о коронавирусе «Выбрать троих». Название не вызывает никаких ассоциаций, только аннотация к спектаклю позволяет понять, что в центре внимания самая злободневная на сегодняшний день тема – COVID-19 и ограничения, вводимые правительством.По сюжету каждому члену семьи предстоит выбрать троих, с кем можно будет общаться воочию, с остальными – только по скайпу. Поменять список можно раз в год или если кто-то умрет. Чтобы встретиться с человеком, необходимо подать соответствующую заявку и получить одобрение властей. Все это придумано для того, чтобы избежать скопления людей в одном месте в эпоху коронавируса.
И вот каждому предстоит решить, кого оставить, а кого исключить из своей жизни. Очевидно, что даже в этой семье кому-то придется перейти на бесконтактное общение, ведь выбрать надо троих, а на семейном совете присутствуют пять человек. Проще всего выбор дается жене: муж и дети – вот кем она готова занять три слота для общения. А что делать, если ее выбор оказывается не взаимным? Муж один слот занимает начальником, дети тоже не торопятся включать родителей в список тех, с кем они будут общаться вживую. Они задают естественный, но неудобный вопрос родителям: «А если просто встретиться и поговорить, то зачем?»А действительно, для чего мы все встречаемся, общаемся? Неужели и вправду так сложно уйти в онлайн? Что вообще каждому из нас дает это общение вживую или наоборот – что-то отнимает? Зачем тратить время на дорогу, чтобы приехать друг к другу в гости или в кафе? Может, лучше просто часок поговорить по видеосвязи или вообще просто написать смс?
Оказывается, пьеса была написана еще в первый месяц локдауна. Эта антиутопия не похожа на фантастику. Все, что происходит на сцене, так близко всем сидящим в зале, что даже мурашки по коже. И оказывается, выбрать троих еще не так сложно, а вот как добиться взаимности в своем выборе?
Зачем видеть друг друга вживую? Ну, мужу и жене – понятно зачем. Хотя и те уже давно, судя по всему, не так близки, как хотели бы. И кому отдать свободный слот – жене или все-таки любовнице/любовнику? Дети и вовсе личное общение воспринимают только как способ интимной близости, для всех остальных случаев, по их мнению, есть скайп, в котором вскоре наверняка появиться функция «погладить по головке» для особо тревожных мам и их подросших детей.
Самое интересное тут – именно драматургия и актерское исполнение. Ведь на протяжении часа, что длится постановка, зритель, затаив дыхание, ждет развязки. Кто-то параллельно думает, а кого бы выбрал он сам, а кто-то ждет решения проблемы и подсказки, как в условиях жестких ограничений жить дальше. Но решения не будет, равно как и развязки как таковой… Этот спектакль лишь обозначает проблему, ставит наиболее острые вопросы и вскрывает истину человеческих взаимоотношений, а остальное – уже работа зрителя. Именно ему предстоит «написать» развязку, но, конечно же, не для действующих лиц, а для себя лично.
Вообще вся эта история при всей абсурдности совсем не кажется фантастической. Действительно ли важно пить чай за одним столом? И насколько нам нужны объятия мамы?
«Мы не делаем антиутопию, мы делаем почти документальный спектакль. Сюжет уже не выглядит совершенно фантастическим. Собирается семья, чтобы поговорить. А повод, да, он такой. Важно, что этот повод заставляет людей говорить друг с другом», – отмечает режиссер Антон Ильин. И этим все сказано! Смешно и страшно одновременно – потому что это и есть наша жизнь сегодня.
Подробнее в сюжете: Театр