На закате Советского Союза из Афганистна ушли воины-интернациналисты. Большинство из них после руководили силовыми структурами. И в дни августовского путча 1991 года кровь проливать не желали. Сегодня 30 лет тем событиям. Их вспомнила корреспондент «МИР 24» Надежда Сережкина.
Именно здесь фотограф журнала «Огонек» Юрий Феклистов сделал свой знаменитый снимок, который позже стал одним из символов событий августа 1991-го: Мстислав Ростропович с автоматом и спящий у него на плече охранник Юрий Иванов.
Верховный Совет РСФСР, в народе его называли Белый дом, в августе стал центром протеста против действий так называемого Госкомитета по чрезвычайному положению. Туда вошли вице-президент СССР Геннадий Янаев, несколько депутатов и министры-силовики. Утром 19 августа на всю страну было объявлено об отстранении Михаила Горбачева.
Члены ГКЧП были несогласны с ситуацией в стране, где был дефицит, забастовки и разгул сепаратизма. Серьезность своих намерений путчисты подкрепили вводом в столицу танков. Однако командующий воздушно-десантными силами СССР Павел Грачев отказался штурмовать Белый дом без письменного приказа. Как и Александр Лебедь, который руководил группировкой у здания Верховного Совета РСФСР.
Но в Москве психоз. Люди строят баррикады. 21 первого августа вечером защитники Белого дома пытаются остановить БМП: подожгли уходящую машину и ослепили водителя, накинув плащ-палатку. Три жертвы попытки переворота: Дмитрий Комарь, Илья Кричевский и Владимир Усов. Все трое посмертно получили звание Героя Советского Союза. По иронии судьбы танки в этот момент уже выходят из Москвы.
В прессе – жесткая цензура, но журналисты не сдаются. Сергей Медведев был единственным телевизионщиком, кто на всю страну смог рассказать, что действительно творится на московских улицах. И минуты не прошло после эфира, как по звонку из Кремля, где тогда сидели путчисты, его сказали уволить.
«Главный редактор сказал: «Пиши заявление на отпуск прямо сегодня. Ты в отпуске, я тебя уволить не могу». И я тут же написал. Я продолжал снимать, приходил на работу. Ну все же понимали, что это формальная бумажка, не для нас», – сказал ведущий программы «Время» в 1991 г. Сергей Медведев.
«Тот козырек был как трибуна мавзолея Ленина. Как же Борис Николаевич сюда залезал? Вот здесь стояли микрофоны, была импровизированная трибуна. Некоторые охранники садились, свесив ноги вниз, закрывали щитом пуленепробиваемым выступающих», – добавил Юрий Феклистов.
А тем временем президент СССР Михаил Горбачев был на государственной даче в Форосе. Как говорили, под арестом.
«Он своими этими действиями он показал, что боится принимать какие-то решения. Поэтому полагался на то, что они там примут и будут отвечать. А я здесь отсижусь. И такое состояние и было, что они никуда не рвался. Я ему на второй день предложил: «Михаил Сергеевич, я могу организовать самолет в Москву». А он ответил: «Никуда я не полечу», – отметил начальник охраны президента СССР в 1991 г. Вячеслав Генералов.
Но и члены ГКЧП брать на себя ответственность за свои действия не спешили. 19 августа. Знаменитые кадры пресс-конференции. У Янаева трясутся руки. После этого многим понятно, что путч какой-то нестрашный.
А за Горбачевым в Форос отправилась делегация во главе с вице-президентом Александром Руцким, который до этого буквально силой в правительственном аэропорту взял самолет одного из ГКЧПистов.
«Летели туда, нашим полетом никто не управлял. Ни коридор не дали, ни эшелон. То есть диспетчерские службы напрочь отказались управлять. И мы с командиром экипажа зашли по карте туда», – поделился вице-президент РСФСР в 1991 г. Александр Руцкой.
Михаил Горбачев вернулся в Москву, но все уже было по-другому. Некоторые участники путча оказались под арестом. Глава МВД Пуго, советник Горбачева маршала Ахромеев, управляющий делами ЦК КПСС Кручина выпали из окна своей квартиры. 21 августа союзные республики стали массово провозглашать декларации независимости. Часы жизни Советского Союза начали обратный отсчет.
Читайте также: