Петергофским фонтанам исполнилось 300 лет. Сегодня они работают по тому же принципу, что и в петровскую эпоху: никаких насосов, никакой электроэнергии, только сила водной стихии. Корреспондент «МИР 24» Анастасия Глебова узнала, как устроена водоподводящая система.
«Здесь находится регулировочный вентиль вот этой скульптурной группы, то есть каждый фонтан в Петергофе можно выровнить. Иногда это можно сделать довольно-таки просто поворотом ноги», – объяснил фонтанный мастер ГМЗ «Петергоф» Александр Корсаков.
Это подземелье «Большого каскада». Александр Корсаков знает здесь каждый угол, каждую трубу. Фонтанным делом занимается больше восьми лет. Пришел сюда на подработку, а уйти не смог – профессия затянула.
«Мы сейчас под фонтаном «Корзина», это центральный фонтан «Большого каскада». Прямо над нашими головами сейчас вырываются струи. И здесь находится распределительный узел, мы его называем «осьминог». Этот распределительный узел из чугуна, от него отходят свинцовые трубы, каждая из которых подает воду на свою отдельную насадку. И так же каждую отдельную насадку мы можем регулировать по высоте такими вентилями», – рассказал Корсаков.
Настраивать фонтаны приходится в течение всего дня: если подул сильный ветер, начался дождь или изменилась температура воздуха. Все вручную – пульта управления здесь нет.
«У нас нет никаких насосов, нет никаких электрических устройств. Все делается так же как и в XIX веке, и так же как и при проектировании Петром. Учитывается только перепад высот и большие объемы воды, которые у нас идут с Ропшинских высот за 30 километров отсюда», – отметил фонтанный мастер ГМЗ «Петергоф».
За 300 лет фонтанная система дала сбой лишь однажды. Во время Великой Отечественной войны, когда ее разрушили авиа удары. Пострадал и музей. Не все картины и скульптуры успели эвакуировать, их закапывали на территории парков. Стены ям укрепляли глиной, ящики спускали вниз, засыпали песком и закрывали дерном и травой. Но это не спасло от грабежей.
После освобождения Петергофа от немецкой оккупации нашли не все. Например, пропал Самсон. На его месте теперь стоит копия. Водоподводящую систему быстро восстановили. Ресурса источников хватит еще на несколько столетий, если с ним бережно обращаться.
Читайте также: