30 лет без Железного Феликса. 23 августа 1991-го сразу после путча был снесен памятник Дзержинскому. Скульптура руководителя ЧК и борца с беспризорностью стояла напротив здания КГБ на Лубянской площади с 1958 года, а после пылилась в парке «Музеон». Историю вспомнил корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.
22 августа 1991-го. Вечер. Многотысячные митинги в центре Москвы. На Лубянской площади не протолкнуться. Люди празднуют победу над ГКЧП. Они отстояли Белый дом. Они жаждут сломать, сокрушить, разбить все, что символизирует старую систему.
Несколько часов назад всемогущий КГБ остался без головы. Одного из путчистов-неудачников, главного чекиста страны Владимира Крючкова закрыли в «Матросской тишине» по статье «Измена Родине».
«Дорогие друзья! Я от всей души поздравляю вас с замечательным праздником. Это первый праздник защиты свободы в истории России», – говорил в мегафон Сергей Станкевич. Первый зампред Моссовета пытался повернуть настроение активистов в неагрессивное русло. Повод для этого был.
«На площади собралось порядка 20 тысяч людей. Говорили, что зацепили автобусом памятник, раскачивают, звучат призывы к штурму здания», – говорит народный депутат СССР 1989 – 1992, историк Сергей Станкевич.
Народ жаждет реванша. По всей столице уже громят райкомы. Есть информация о возможном штурме Лефортовской тюрьмы и здания на Лубянке. Но кровь не пролилась. Вместо этого около полуночи они «казнили идола». Народный гнев каким-то чудом удалось сконцентрировать на той самой бронзовой статуе Железного Феликса. Изваянию главного чекиста страны накинули петлю на шею и краном оторвали от постамента. Все как требовал народ. И белым по-черному изъявил: «Палач. Подлежит сносу». Это была символичная цена за ненасилие.
«Толпа. Ей же всегда нужен какой-то результат! Поэтому это был идеальный результат. Потому что иначе бы они, не дай Бог, здание КГБ начали бы сжигать, было бы противостояние. Были бы жертвы», – рассказал журналист, продюсер Александр Любимов.
«Сам снос памятника – это был такой выход силы, и, видимо, была такая энергия вокруг него сконцентрирована человеческая, что если ей не дать выход, то… Ну, давайте снимем памятник. А когда его сняли, то – «все, ух, облегчение, мы добились», – отметил специальный корреспондент газеты «Вечерняя Москва» Сергей Шахиджанян.
Статую «рыцаря революции» без лишнего шума увезли в сторону Крымского моста, на задворки Дома художника. Вся советская госбезопасность в один день лишилась не только символа, но и идеологии. Любая партийная работа в ведомстве отныне запрещена. Здание ЦК КПСС на Старой площади закрывают и национализируют. Комитет лишается погранвойск и ряда спецподразделений. Их переводят в ведение армии и МВД.
Из Лефортовской тюрьмы освобождают сидельцев за антисоветскую пропаганду – Валерию Новодворскую и Владимира Данилова.
Ход уголовного дела по путчистам обязывают предельно прозрачно освещать в СМИ. Через два месяца указом Ельцина КГБ прекратит свое существование и превратится в Агентство федеральной безопасности. Еще через два, в декабре 1991-го, не станет и всей страны под названием «СССР».
Подробнее в сюжете: История