Российские ученые выяснили, почему у мужчин, переболевших коронавирусом, появляются проблемы с репродуктивным здоровьем. Они взяли образцы спермы 99 мужчин от 22 до 50 лет, 50 из них при этом переболели коронавирусом, остальные были вакцинированы. У переболевших наблюдалось заметное снижение подвижности сперматозоидов. Анализ показал, что после болезни нарушается работа молекулярных путей, ответственных за генерацию энергии в половых клетках. Можно ли этого избежать и как лечить, телеканалу «МИР 24» рассказал врач уролог-андролог Андрей Лычагин.
- При таком положении дел зачатие ребенка становится затруднительным?
Андрей Лычагин: Да, верно, но это, как и при любых других вирусных заболеваниях, простудных всегда ухудшается репродуктивная функция. Если мы говорим изначально, то размножаются здоровые люди, сильные. Когда организм испытал воспалительные процессы, репродуктивный потенциал снижается. То же самое при коронавирусной инфекции происходит. Это стандартно.
- Нельзя считать это стопроцентной гарантией контрацепции?
Андрей Лычагин: Может в определенных ситуациях ухудшаться качество подвижности сперматозоидов, потому что была лихорадка, пациент принимал антибактериальные препараты, противовирусные, которые могут негативно влиять на качество сперматозоидов. Так как этот процесс происходит постоянно, сперматозоиды вырабатываются новые, и этот процесс круглосуточный, в любом случае, новые сперматозоиды в течение следующего времени (а полный период обновления – три месяца) обновятся, может восстановиться сперматогенез полностью, и проблем никаких не будет.
- А восстановится само собой, или организму в этой ситуации как-то можно помочь?
Андрей Лычагин: Для этого существуют урологи-андрологи, которые помогают убыстрить этот процесс, восстановить фертильность мужчины. Для этого иногда требуется прием витаминов, микроэлементов, в редких случаях уже более специфическая, гормональная терапия. Всё зависит от тяжести состояния пациента и проблемы у него, потому что именно вирусные заболевания могут еще больше ухудшить качество спермы, если она и до этого была не очень хорошая.
- Если после болезни обессиленный сперматозоид добирается до яйцеклетки, и идёт процесс зачатия, есть ли риск, что у будущего ребенка будут какие-то проблемы со здоровьем?
Андрей Лычагин: Да! Это самый главный вопрос, который задают пациенты и боятся беременеть, потому что вдруг родят детей с патологиями, с уродствами либо произойдут какие-то другие проблемы.
Природа всё заранее за нас придумала. Только яйцеклетку может оплодотворить идеально правильный сперматозоид. Иногда получается такая ситуация, что внутри самой клетки происходит поломка генетического аппарата, и в этой ситуации на ранних сроках эмбрион тоже остановится в развитии, произойдёт замершая беременность на раннем сроке, поэтому пациентам, которые переболели вирусными заболеваниями и которые сразу решаются планировать беременность, мы всё-таки рекомендуем, чтобы месяц – два они взяли небольшую паузу на планирование.
Если у вас произошло, какая-то грубая мутация появилась в эмбрионе, то в любом случае произойдет замершая беременность, и будет выкидыш.
- Почему нужно воздержаться в течение месяца – двух, если вы говорите, что полный цикл обновления три месяца?
Андрей Лычагин: Три месяца, но закладка самого генетического материала в головку сперматозоида уже происходит на последнем этапе сперматогенеза. Поэтому иногда хватает одного – двух месяцев.
- А правда ли, что после перенесённого коронавируса у мужчин не только ухудшается качество спермы, но и заметно снижается уровень тестостерона?
Андрей Лычагин: Сейчас много исследований: и снижение потенции у мужчин, и тестостерон снижается, и репродукция ухудшается. Это всё пока работы – на начальном этапе, так как вирус для нас относительно молодой и совершенно не исследованный.
Конечно, мы замечаем снижение уровня мужских половых гормонов. Потому что пациент, который переболел данным заболеванием, гиподинамичный, то есть он мало двигался, у него физической активности не было никакой. Это неизбежно приводит к снижению тестостерона. Этот гормон повышается и от физической активности. Мы ходим в спортивный зал, занимаемся, активно живем, и у нас тестостерон становится выше. Когда мы болеем, мы лежим в кровати, поэтому тестостерон низкий.
Самая главная проблема при тяжелых факторах – это всё-таки нарушение потенции., потому что этот вирус бьёт у нас на сосуды, на эндотелии сосудов.
- А восстановить бывает тяжело, если он так бьёт по сосудам? Это вообще восстанавливается или такие последствия необратимы?
Андрей Лычагин: Я надеюсь, что последствия эти обратимые, потому что проверка определенных показателей в крови, контроль у врача-терапевта и гематолога, которые могут назначить определенную терапию. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением и собирательным образом, что «баба Маша попила из соседнего подъезда». Это всё может усугубить. Если чувствуете какие-то проблемы, обязательно нужно обращаться к доктору. Если вы перенесли ковид, обязательно нужно хотя бы в течение трех – шести месяцев следить за свертывающейся системой крови.
- Цикл обновления – три месяца. Но если у мужчины, переболевшего ковидом, наблюдается в ярко выраженной форме постковидный синдром, весь комплекс симптомов и проблем со здоровьем. А через три месяца-то материал может генетически и не обновится.
Андрей Лычагин: Для этого существуют определённые лабораторные исследования. Мы можем определить уровень фрагментации ДНК сперматозоидов. То есть это разрыв цепочки ДНК, который может и приводить как раз к замершей беременности. Если пациент перенес тяжело коронавирусную инфекцию с длительным приемом противовирусных антибиотиков, находился в реанимации на аппарате ИВЛ, конечно, за ним и более пристально смотрим, контролируем. Для таких тяжелых пациентов восстановление может занять и три, и шесть месяцев. Но это больше связано со снижением функции организма в целом, потому что репродуктивная система снижена будет.
- Получается, что такое исследование – это помощь в разработке более грамотной, репродуктивной реабилитации после коронавирусной инфекции?
Андрей Лычагин: Да, совершенно верно, потому что пациентов много. Я занимаюсь данной проблемой тоже давно. Всю пандемию работаю в центре репродукции. У меня очень много пациентов приходят после данного заболевания. У кого в легкой форме – никаких изменений в спермограмме я не увидел. Я вижу, что ухудшение показателей качества спермы у пациентов, которые перенесли именно тяжелую форму и которые лечились длительно лекарственными препаратами, потому что и противовирусная терапия, и антибактериальная терапия может на определённый промежуток времени токсически влиять на клетку половую. Но это всё потом может восстановиться. Неправильно запугивать людей и говорить, что мы все станет бесплодными.
- В исследовании участвовали не только переболевшие, но и привитые. И вот у них-то с этим делом всё было нормально. Получается, что сделать прививку надо хотя бы из заботы о своём репродуктивном здоровье?
Андрей Лычагин: Да, совершенно верно. У меня пациенты спрашивают, можно ли сделать прививку. Я говорю, что нужно было сделать ещё в прошлом месяце. Привиться нужно. Я не агитирую за прививку, хотя я агитирую за нее. Но после нее не будет тяжелых форм заболевания в большинстве случаев. Соответственно, репродуктивный потенциал мужчины и женщины сохранят. То есть привиться нужно для того, чтобы было будущее потомство, не было никаких затруднений в наступлении беременности.
Подробнее в сюжете: Гости эфира