<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
Военный парад, состязания акынов-импровизаторов и сказителей народного эпоса «Манас» – с размахом, несмотря на COVID-19, 30-летие независимости отметили в Кыргызстане. Новейшая история республики – в материале корреспондента «МИР 24» в Бишкеке Александры Мучкиной.
1991 год, последний день лета. Кыргызстан принимает «Декларацию о государственной независимости». Первой из всех республик Центральной Азии. Кандидата на пост президента выдвигают демократы, их в Верховном Совете на тот момент почти треть. Главным претендентом стал руководитель Академии наук Аскар Акаев.
Идея национального возрождения родилась за несколько лет до этого. В 1989-м «Ассоциация молодых историков Кыргызстана» впервые провела съезд на родном языке. В том же году был принят закон, сделавший кыргызский единственным государственным языком.
«Недооценка национальных вопросов в Советском Союзе. Политика была такова, что все строилось на одном языке. Это было неверно. Надо было дать простор развитию национальных языков и в литературе, искусстве, в том числе и в сфере управления», – объяснил премьер-министр Кыргызской Республики 1993-1998 гг. Апас Джумагулов.
У центра в это время другие проблемы. Экономику штормит, прилавки пустеют. Во всем Союзе тотальный дефицит. На местах растет недовольство.
«Тогда считали, что я был антисоветчиком. Критиковал местное чиновничество, которое было сращено с партией. И сегодня, обладая большим политическим опытом, я считаю, что это никак не было направлено против Советского Союза», – отметил основатель и лидер партии «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев.
В марте 1991-го на Всесоюзном референдуме 94% кыргызстанцев высказываются «за» сохранение СССР. Готовится новое Союзное соглашение, но подписать его так и не успели. Президент Акаев называет путч в Москве антиконституционным переворотом. В центре Бишкека собирается многотысячный митинг.
«Были, конечно, угрозы. Тогда командующий Среднеазиатским военным округом генерал Фуженко позвонил мне по ВЧ-связи и сказал так: «Вы что там играете в демократию? Я сейчас дам команду». В общем, пришлось и вот такие разговоры вести», – вспоминает министр внутренних дел 1991-1992 гг. Феликс Кулов.
Но команды из Москвы так и не последовало. И 31 августа Кыргызстан провозглашает независимость. В октябре Аскар Акаев подтверждает свои полномочия на всенародном голосовании. Его поддержали 95% избирателей. Началась работа над государственной символикой. Художникам и геральдистам дали полную свободу, было лишь одно требование: на флаге обязательно нужно изобразить тюндюк – решетчатое отверстие вверху юрты.
«Человек, когда создает семью, поднимает свой тюндюк. Он говорит, вот под этим тюндюком я буду жить, и это будет мое маленькое государство», – объяснил председатель «легендарного парламента» 1990-1994 гг. Медеткан Шеримкулов.
Изначально предлагался голубой цвет флага. Но кто-то из местных краеведов подсказал, что на юге страны это цвет траура. Тогда выбрали красный – цвет знамени, под которым воевал герой кыргызского эпоса Манас. Вокруг тюндюка 40 лучей – число воинов легендарного батыра.
В 1992-ом Кыргызстан присоединяется к СНГ. В том же году лидеры Содружества в Бишкеке подписывают соглашение об учреждении Межгосударственной телерадиокомпании «МИР». Кыргызстан становится членом ООН, но опыта международного сотрудничества практически нет. Дипведомство возглавила Роза Отунбаева, до этого она работала в МИДе страны Советов. В свой первый визит в США, на встречу с президентом Бушем, она надевает национальный костюм и головной убор элечек.
«Они были поражены. У меня есть фотография, где Джордж Буш смотрит с таким восторгом на мой элечек. Элечек, это, конечно, был символ страны», – поделилась президент переходного периода Кыргызской Республики Роза Отунбаева.
Без международной поддержки Кыргызстану было не выжить. Центром мировой финансовой системы были Соединенные Штаты. Туда летит Роза Отунбаева, но уже в качестве чрезвычайного и полномочного посла.
«Нас просто выкинуло на берег, и мы как рыбы задыхались. Нужно было брать где-то кредиты, нужно было выживать. Мировой экономикой занимался Международный валютный фонд, Всемирный банк», – рассказала Отунбаева.
Кредитная программа Всемирного банка от банкротства спасла не больше трех десятков предприятий из 400 нуждающихся. Те объекты, кому не повезло, подхватила мощная волна приватизации. В частные руки перешли целые отрасли: энергетика, газовая и горнорудная промышленность. К 2003 году было приватизировано 97% предприятий страны.
«Люди, которые в то время находились у власти, хорошо поняли, что они сидят на золотой жилке. И пользуясь собственной властью и возможностями, можно было в то время, задарма, приобщить себе многие предприятия, многие материальные ценности, которые создавались при советской власти», – подчеркнул Шеримкулов.
Задарма уходили даже отдельные территории страны. Март 2002-ого. Митинг в Джалал-Абадской области. Местные жители выступили против того, что президент Акаев официально передал ущелье в Нарынской области Китаю. Аксыйские события стали первыми в истории страны, когда власть применила силу. Тогда погибли шесть человек.
Терпение у людей кончилось через три года во время парламентских выборов. Из 72 мандатов оппозиция получила всего пять. При этом депутатами стали сын и дочь президента. Эту революцию назовут «тюльпановой». В честь цветка, который стал символом оппозиции и обновления.
По официальным данным, было убито 84 человека, полторы тысячи получили ранения. Президент Бакиев бежал. В Кыргызстане, впервые на постсоветском пространстве, государство возглавила женщина.
Роза Отунбаева стала главой Временного правительства. Первым делом приняли новую Конституцию. Кыргызстан стал первой в Центральной Азии парламентской республикой. Президентская монополия на власть была разрушена. Через год временное правительство Отунбаевой передало власть новому президенту, впервые мирным путем. Народ выбрал Алмазбека Атамбаева. За время его президентства была построена стратегическая для республики линия электропередач «Датка-Кемин», и страна перестала зависеть от энергосистем Узбекистана и Казахстана. Кыргызстан вступил в ЕврАзЭС. Началось строительство новой стратегической трассы, которая соединит север и юг страны.
Атамбаев пробыл у власти шесть лет. Последние годы запомнились коррупционными скандалами, связанными с его именем. В 2019-ом Атамбаева лишили статуса экс-президента, обвинили в коррупции и незаконном обогащении. Во время задержания он отстреливался от силовиков.
На смену пришел Сооронбай Жээнбеков. Он сохранил курс на интеграцию в рамках ОДКБ и СНГ, на укрепление сотрудничества с Россией, Казахстаном и Китаем. И продолжил развивать туризм, который подтолкнули и Всемирные игры кочевников. В 2015-ом Кыргызстан посетили три миллиона туристов, а в 2019-ом – уже восемь миллионов. Год за годом туризм приносил в казну все больше доходов, но вмешалась пандемия.
Сотни заболевших ежедневно обращались за помощью. Не хватало всего: врачей, свободных коек, лекарств, кислорода. Тогда подключились добровольцы. Медики всех специальностей и просто неравнодушные люди объединились в мобильные бригады.
В октябре 2020-го в республике произошла третья революция. Она стала реакцией народа на бездействие властей во время пандемии.
«К сожалению, наша история такова: в рытвинах, в ухабах, в скачках и в падениях. Но мы будем выходить из нее. Пусть слой пока тонкий, но вы идите в народ и вы увидите, что народ уже не даст вам возможность устанавливать сегодня автократию. Ни в коем случае! Народ уже демократично настроен», – подчеркнула Отунбаева.
За 30 лет независимости в Кыргызстане сменилось пять президентов. В январе этого года народ выбрал шестого главу государства. Им стал Садыр Жапаров.
«Необходимо, чтобы мы все, народ Кыргызстана, объединились. Политические оппоненты и те, кто далек от политики. Мы обязаны использовать этот уникальный шанс на обновление страны, сделать наши мечты о светлом будущем Кыргызстана реальностью», – заявил Жапаров.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе
Читайте также: