В многоэтажном доме в подмосковном Ногинске взорвался газ. Несколько человек погибли, восемь квартир превратились после взрыва в руины. На фасаде дома огромная дыра. В причинах трагедии разбирается следствие, но одна из приоритетных версий – люди грелись, включив газ. Какие правила нельзя нарушать и к чему это может привести, телеканалу «МИР 24» рассказал заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
- В начале сентября резко похолодало. Версия о том, что жильцы дома могли греться с помощью газа, оставить его на ночь, кажется вполне правдоподобной. Часто встречается, когда духовки включают и открывают, конфорки, чтобы стало теплее. Почему нельзя оставлять зажженный газ на ночь?
В любом случае, даже если вам сказали, что все замечательно, подобным образом греться не нужно. Плита может погаснуть, немного газа может попадать в окружающий воздух.
Мы обсуждаем гипотетическую ситуацию, следствие должно установить обстоятельства произошедшего, но, если произошло именно то, о чем говорится, что кто-то грелся, они, скорее всего, еще и форточки закрыли поплотнее, чтобы теплый воздух не выходил, и это вдвойне могло привести к трагедии, потому что так легче образоваться газо-воздушной смеси. Всего 4% метана в окружающем воздухе может привести к взрыву. Поэтому не стоит греться таким образом. Если вам холодно, вы хотите согреться, не пожалейте двух с половиной тысяч рублей, купите самый простой конвектор. Он будет употреблять один киловатт, он будет обогревать 15 квадратных метров.
- По каким причинам происходят утечки газа в жилых помещениях?
Александр Фролов: Проблема как минимум лет двадцати – это внутридомовое газовое оборудование. То, что за пределами квартиры, на нем в значительно в лучшей степени проводятся профилактические работы, ремонтные работы, плановые работы. Основная проблема в том, что вы ответственно относитесь к газовой плите, пускаете работников газовой службы, которые раз в год к вам приходят со специальным щупом, проверяют утечки – вы молодец, а ваш сосед может быть не молодец. Он в это время может быть не на работе, может, спит или еще что-то, и отвечать за него вы не можете. Это ситуация, когда самое слабое звено приводит к тому, что рвется вся цепочка.
Может быть в прекрасном состоянии сеть, которая находится за пределами квартир, может быть 99% всех квартир в прекрасном состоянии, все оборудование замечательное, никаких нареканий, используется строго по инструкции, и вот одна квартира из ста вдруг решает погреться или иногда люди пытаются в период волнений, тем более, осень наступает, у некоторых эмоциональное состояние начинает меняться, вся жизнь – черная полоса, а вот тут у меня газ, а давайте я совмещу и решу первую проблему с помощью второй. Такое тоже возможно.
- В 99% случаев это человеческий фактор?
Александр Фролов: Большая часть аварий в жилом секторе относится к авариям, связанным с неправильным использованием внутридомового газового оборудования.
- Что делать, если появился запах газа или, если вы находитесь в подъезде и понимаете, что запах идет из чужой квартиры?
Александр Фролов: Обязательно нужно позвонить в газовую службу, чтобы они приехали и разобрались. Пусть даже вы перебдите, вызовите напрасно и все будет хорошо, но лучше вызвать десять раз напрасно, чем один раз не вызвать, и произойдет беда.
Если вы слышите запах газа, обеспечьте вентиляцию, выйдите из этого помещения, возьмите документы, теплые вещи, детей соберите, позвоните, пусть приедут и проверят. Это в случае, если резкий запах. Когда плита работает, все равно небольшой запах будет идти.
- Чего делать нельзя?
Александр Фролов: Банальных вещей. Здесь я покурю немножечко на кухне, чувствую запах газа, службу вызвал и сяду покурю. Исключить открытый огонь, отключить электроприборы, потому что может пройти искра.
- Даже включать свет нельзя, потому что искра проскакивает?
Александр Фролов: Лучше выйдите, найдите свой электрощиток, нажмите, чтобы вообще ничего не было. Обеспечили вентиляцию, взяли все вещи, обесточили, вышли – ждем.
- Оборудование сейчас проверяют раз в год. Нужно ли это делать чаще?
Александр Фролов: Можно хоть раз в месяц ходить, проблема в том, допустят ли вас в квартиру, где может быть опасность.
- Как правило, график проверки совпадает с рабочим графиком большинства людей.
Александр Фролов: Поразительным образом. Возможно, имеет смысл график изменять. Ситуация двоякая – как ни сделай, все равно найдутся недовольные. Постепенно доля газифицированных квартир начинает снижаться. Все новостройки в массе оборудуются электроплитками. Вы как потребитель энергоресурсов вообще не должны сталкиваться с газом – концепция такова. К вам подводят электричество. Да, газовая котельная может рядом стоять, она обеспечивает совершенно другие потребности. Если она одна, ее проще эксплуатировать. Самый простой способ решения этой проблемы – в реновации, в постепенном выводе старого жилого фонда из обращения, переселение в квартиры с электрическими плитами. Если таковой нет, и вы беспокоитесь о своих родных, близких, допустим, пожилые родители живут, поставьте им хорошую плиту, датчики газа.
- Датчики утечки – насколько это рабочая версия?
Александр Фролов: Это не дает стопроцентной гарантии, что обойдется, но это снижает риски многократно. Если вы понимаете, что может возникнуть такая ситуация, например, пожилые люди, в силу возраста испытывающие некие сложности: «Ой, включила я или выключила плиту, не помню» – в этом плане и датчик пойдет вам на пользу, и лучше замените плиту. Датчики хоть какую-то будут давать гарантию. Мало ли – прохудилось ваше оборудование, пусть даже с плитой все хорошо, но с другими частями ВДГО начались какие-то проблемы, датчик должен будет сработать.
Стопроцентной гарантии, к сожалению, что никаких аварий не произойдет, эти вещи не дают. Больше не из-за того, что с ними может что-то случиться, а мы возвращаемся к паршивой овце, которая может жить где-нибудь рядом.
Подробнее в сюжете: Гости эфира