Жертв блокадного Ленинграда вспоминают сегодня и в Беларуси. На Площади Победы у Вечного огня прошел митинг-реквием. Там собрались ветераны-блокадники. Их в стране осталось всего несколько сотен человек, передает корреспондент «МИР 24» Ольга Баранова.
Довоенную жизнь Ирина Павловна вспоминает, как праздник: мама по вечерам играет дома на рояле, папа работает на обувной фабрике. В 15 лет все закончилось. Старший брат ушел на фронт. Начались обстрелы и голод.
«Отец говорит: «Сварю холодное. Ну, студень. У меня вот клей есть». Его делают из копыт там, костей. Он размочил этот клей и сварил холодное. Такое вкусное было. Ели все, что видели», – рассказала Ирина Ковшова.
На пиджаке сверкают награды. Самая важная – «За оборону Ленинграда». Ирина Павловна работала на фабрике, шила для фронта. В блокадном городе семья прожила год. Потом удалось уехать в Тюмень. Но уже без папы.
«Он ходил пешком на работу. Это километров восемь-десять утром и столько же обратно. Он вот так вот ходил-ходил. Заболел и умер. Было общее кладбище, я не помню, как называется, но мама сказала, что не может сдать. Мы выкупили, хлеба уже давали больше, мы заплатили и на кладбище похоронили. Но могилы нет», – рассказала Ирина Ковшова.
А на Площади Победы – митинг. Минута молчания. В память о погибших в годы блокады возложили цветы и венки.
Собственных воспоминаний о тех страшных днях у Горгонии Дмитриевны практически нет. Она родилась в 43-м и чудом выжила.
«Выжили две сестры: одна с 34-го года – Кира Дмитриевна, вторая – Тамара Дмитриевна – с 36-го, погибло очень много родственников со стороны папы: брат, жена, девочка с таким же именем, как у меня. Вот поэтому я ношу такое имя, это родословная», – рассказала жительница блокадного Ленинграда, секретарь Белорусского союза блокадников Горгония Яржембицкая.
В Минском музее войны – подлинные экспонаты из Ленинграда. Паек – 125 граммов хлеба. Дневник горожанина Владимира Самойлова. Он так и не встретил Новый год. Записи обрываются в декабре 41-го. Есть и пояс блокадницы.
«Делали вот такие самодельные пояса. Несколько карманов, куда вкладывали продуктовые карточки, какие-то документы. Его обвязывали под одеждой. И человек всегда носил с собой самое важное», – рассказала заведующая отделом Музея Великой Отечественной войны Светлана Прибыш.
Сейчас в Беларуси около 300 ветеранов-блокадников. С каждым годом все меньше. Пока могут, они рассказывают свои истории внукам и правнукам. Люди, прошедшие ад на земле.
Читайте также: