В рамках программы «Евразия. Дословно» корреспондент «МИР 24» Нахид Бабаев побеседовал с бронзовым призером Олимпийских игр в Токио, «железной леди» российского дзюдо Мадиной Таймазовой.
С твоего выступления на Олимпиаде прошло уже несколько недель. Первые эмоции, наверное, уже улеглись. Что ты все это время делала?
Таймазова: У меня был небольшой отдых. Сейчас я потихоньку приступаю к тренировкам. Естественно, у меня было много общения с родственниками, близкими, друзьями, тренерами. Потихоньку все это подходит к концу, начинаются трудовые будни.
Как ты отдыхала? Я видел фотографии, что ты была в горах.
Таймазова: Да, я отдыхала по-разному, и в горах, и делала работу над ошибками. И активный отдых – зарядки, походы. Тюлений отдых – это вообще не про меня. Я люблю активный отдых – прыгать, бегать, нырять, купаться, шашлыки жарить, что-то такое, это больше про меня.
Сколько человек с твоего возвращения из Токио пришли к тебе в гости и поздравили?
Таймазова: Ко мне пришли в гости, наверное, около тысячи человек, чтобы поздравить меняю Мне специально выделили день на это. Мы много сладостей приготовили и созвали гостей, чтобы они разделили с нами нашу радость. А там, помимо этого дня, много людей приходили индивидуально поздравить, больше удалить внимание именно мне.
Улеглись эмоции. Сейчас ты можешь сказать: ты довольна результатом?
Таймазова: Я могу с большой уверенностью сказать, что я недовольна. Я благодарна Богу, что у меня есть медаль. Но сказать, что это результат, которого я ожидала, я не могу. Любой спортсмен, который там участвовал, он хотел именно золотую медаль. Моей целью тоже являлось золото. С другой стороны, это тоже хорошо, это опыт, и к тому же у меня есть к чему теперь стремиться. Я считаю, что это тоже очень хорошо.
Знаешь, небольшой лайфхак. Если ты сразу выигрываешь золото, то ты приходишь домой. «И что? Я уже олимпийская чемпионка, куда дальше расти?»
Таймазова: Поправлю вас. Есть же двукратная, трехкрастная чемпионка. И еще, и еще.
Я знаю, что у тебя папа спортсмен. И обычно, когда родители тоже спортсмены, они самые большие критики. Что тебе отец сказал после Игр в Токио?
Таймазова: Честно говоря, подробной беседы не было у меня с ним. Но я думаю, что он доволен вроде бы моей выдержкой, тем, что я не сдавалась и хотела достичь своей цели. Что касается технических ошибок, мы их разберем попозже. Мой отец всегда отвечал за мою физическую подготовку и выносливость, силу. Он много со мной занимался в детстве. И я считаю, что все, что по его части, я выполнила.
Ты на Олимпиаде в Токио, по-моему, побила два рекорда продолжительности. Сначала вроде 15 минут, а потом 17 или 18. Как изнутри это время ощущается?
Таймазова: Время, на самом деле, летит быстро, но силы так же быстро заканчиваются. Все равно, когда ты очень сильно хочешь выиграть, время летит незаметно, и только потом приходит осознание, насколько все было сложно.Именно когда ты находишься на ковре и ты участник этого всего, в голове просто одни мысли: «хочу выиграть, хочу идти дальше, почему я должна проиграть, а не соперница, почему я должна сдаться?» Очень не хочется сдаваться, хочется все равно пробиться.
Вернемся немного в прошлое. Как ты начала заниматься дзюдо? Я слышал одну интересную историю о том, что ты задумывалась и о вольной борьбе.
Таймазова: Не то чтобы задумывалась, просто так сложилось, что какие-то семейные обстоятельства были. Меня часто отец забирал к себе на тренировку. Но он профессионал, он видит «материал», который годен для использования или не годен. И он во мне давно заметил потенциал. Сначала он приводил меня к себе в зал. Потом, когда я начала взрослеть, он понял, что для девушки это не совсем приемлемый вид спорта, и поставил меня перед выбором: или дзюдо, или сидеть дома.
Я слышал, что форма несколько откровенной показалась в вольной борьбе...
Таймазова: Не то чтобы форма, но сама специфика вольной борьбы, но и форма тоже. У нас в дзюдо более подходящая форма для девушки, да и сама борьба более благородная.
Но, в принципе, дзюдо – тоже не самый девчачий вид спорта... Ты не думала балетом заниматься, гимнастикой, да чем угодно?
Таймазова: Я занималась танцами национальными, фортепьяно, параллельно училась и занималась дзюдо.
И окончила школу с золотой медалью?
Таймазова: Да.
Сколько часов в сутки ты спала?
Таймазова: Сейчас расскажу, как все было. Утром я вставала, делала зарядку, потом шла на учебу. После учебы бегу на танцы. С танцев – на фортепьяно. Потом быстро-быстро бегу домой за вещами и еду на тренировки. С тренировок возвращаюсь домой, отдыхаю полчасика, делаю домашнее задание и ложусь спать. На самом деле, такой плотный график у меня был, потому что я была очень подвижным ребенком, мне некуда было девать мою энергию. Родители отдавали меня на все кружки, лишь бы я хоть чуть-чуть показывала вид уставшего ребенка.
Почему ты выбрала для себя путь спортивной карьеры, а не более, наверное, привычный – учеба, работа, семья, дети и спорт как хобби?
Таймазова: На самом деле, я думала глубже. Мне было очень тяжело выбрать – я одновременно и школу заканчиваю на золотую медаль, и мой первый такой серьезный результат на первенстве Европы до 18 (по юношам), там я тоже выиграла. И встал вопрос ребром: куда больше углубляться – учеба или спорт? И я подумала, что после спорта я еще смогу учиться, а если я сейчас потеряю время как спортсмен, то это время я не верну уже никогда. Поэтому я решила развиваться больше в спорте, но это не означает, что я не уделяю время учебе. Я нахожу время для нее, стараюсь учиться, изучать какие-то интересные для себя моменты, изучать языки.
Ты же университет успела окончить, я правильно понимаю?
Таймазова: Да.
Причем два отделения, факультета – не знаю, как правильно это назвать. Один –спортивный, а второй – юридический?
Таймазова: Да, все верно.
А откуда юриспруденция? Или это спортивная юриспруденция? «Если мне не понравится клиент, я его быстренько уложу».
Таймазова: На самом деле, у меня пока общая юриспруденция, бакалавр. Я пока не выбрала специалитет. Но спортивная юриспруденция – тоже очень интересная область. Я буду думать, может, пойду по этой специальности или по какой-то другой, я пока не определилась.
А тренером быть не хочешь?
Таймазова: Не могу пока точно сказать, не буду раскрывать своих планов.
Ты уже задумывалась, что ты будешь делать с призовыми на Олимпиаде?
Таймазова: Пока еще не задумывалась, но я хочу грамотно ими воспользоваться.
Инвестировать куда-то – в жилье, в машину?
Таймазова: Я не буду сильно уделять этому время. Потому что мне еще в будущем предстоит бороться, тренироваться. Не буду много времени на это тратить. Нужно по-быстрому что-нибудь придумать.
У тебя еще, наверное, лет 10 – 15 карьеры. Какие конкретные планы на карьеру?
Таймазова: Я не люблю зарекаться. Хочу завоевать золотую медаль на следующих Олимпийских играх, а потом как получится. Но пока что основная цель – золото Олимпиады.
А семья, дети, муж? Или это все потом?
Таймазова: Думаю, что все это потом, но это тоже неотъемлемая часть жизни, это тоже очень важно, особенно для девушки. Я думаю, что после окончания спортивной карьеру у меня все это будет, дай бог!
Желаю тебе удачи и в личной жизни, и в спортивной! Спасибо тебе за интересный разговор!
Подробнее в сюжете: Олимпиада в Париже