<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
В Монголии после тотальной вакцинации резко выросла заболеваемость коронавирусом. Что пошло не так, телеканалу «МИР 24» рассказал вирусолог, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского государственного университета Сергей Нетесов.
- По данным Минздрава Монголии, на 17 августа в стране было вакцинировано 97,8% взрослого населения страны. Подростки тоже вошли в статистику. Однако в сентябре Монголия побила собственный рекорд по ежедневному приросту числа инфицированных. Чем это можно объяснить?
- Есть информация, что еще использовалась вакцина AstraZeneca.
Сергей Нетесов: Я знаю, что был Pfizer, а какое количество было AstraZeneca, я просто не знаю. Это надо данные добывать, для этого надо знать еще и язык.
Второе возможное объяснение – туда наконец-то попал вариант «дельта», потому что этот вариант во многие страны попал кривыми ходами – не напрямую из Индии, а через промежуточные страны. Если он туда попал, то вариант «дельта» прошибает иммунитет и после Pfizer, и после AstraZeneca. В Великобритании и США точно такая же ситуация. Вариант «дельта» пробивает иммунитет от некоторых вакцин, против большинства вакцин, но смертность при этом практически не растет, то есть главную функцию вакцины выполняют – они защищают и от тяжелого протекания инфекции, и от смертности. Эти данные из Монголии очень важны.
- Получается картина, аналогичная той, что была в Израиле?
Сергей Нетесов: Похоже, что это причины очень близкие. Их всегда две – это вариант «дельта», который себя показал агрессивным в ряде европейских стран, и это проблемы с доставкой вакцины. В Израиль ее еще сложнее доставить, поскольку там температура сейчас выше 30 градусов.
– У нас тоже возможен такой сценарий?
Сергей Нетесов: К нам вариант «дельта» попал еще в июне. Его первые случаи – это последняя неделя мая. Эта текущая волна вызвана, в основном, именно им. У нас дело не в вакцине, тем более, у нас процент вакцинированного населения только недавно достиг величины 25% в отличие от Израиля и Монголии. У нас свирепствует вариант «дельта» в полной мере, и для этого у нас вполне хватает невакцинированных людей.
- За счет того, что этот штамм мы получили раньше, у нас все равно будет развиваться иначе, потому что будет вырабатываться реакция организма на новый штамм?
Сергей Нетесов: Да, у нас она уже нарабатывается, и потом все-таки наша вакцина «Спутник» среди векторных вакцин все-таки лучше.
- После некоторых вакцин «дельта» серьезно пробивает иммунную защиту. Почему?
Сергей Нетесов: Честно говоря, оговорился. Все вакцины против «дельты» работают хуже, потому что этот штамм нарабатывается в организме в гораздо большем количестве, поэтому доза, которую получает вторично человек, намного больше, чем доза от первичного китайского варианта. Любая вакцинация создает барьер конечной величины, который можно перешибить высокой дозой вакцины. Многие люди перестают носить маски после вакцинации, и дозу эту не уменьшают.
- Можно ли говорить о том, что какая-то вакцина защищает лучше или хуже?
Сергей Нетесов: Это данные, которые нужно нарабатывать на больших количествах вакцинированных, и эти данные находятся в процессе анализа. Сейчас ситуация примерно одинаковая. Единственное, что отличается в разных странах, – это процент вакцинированных. У нас он очень низок.
- Можно ли исправить ситуацию в Монголии?
Сергей Нетесов: Такие варианты Pfizer и Moderna разработали, даже у нас разработали новый «Спутник», который сделан под британский вариант. Я не помню, сделали они под нынешний вариант «дельта» или нет, но, по логике, должны были сделать. По идее, нужно начинать следующие партии производить уже на основе этих вариантов новых вакцин, но для этого нужно время: нужно пройти клинические испытания первой, второй фазы и так далее. Если формальные правила соблюдать, то мы не скоро придем к «дельте» – через полгода где-нибудь.
- В нынешней ситуации что нужно делать монгольским властям, чтобы эту волну погасить?
Сергей Нетесов: Выход уже предложен, и такие эксперименты на той же вакцине Pfizer сделаны, показано, что третья доза практически на 95% защищает от варианта «дельта», потому что иммунитет свежий получается. Поэтому, вполне возможно, они пойдут по этому пути, хотя сами американцы пока еще не одобрили окончательно ревакцинацию спустя полгода.
- В России ревакцинация должна сработать?
Сергей Нетесов: Покажет эксперимент, практика – критерий истины. Она должна сработать, сработает или нет – давайте посмотрим. Пока у нас еще медленно уменьшается эта волна.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: