<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
Петербургские ученые пришли к выводу, что у пациентов 60 – 70 лет после перенесенного коронавируса антител образуется в два раза больше, чем у молодежи, а на время формирования иммунного ответа влияет не только возраст, но и пол. Подробности исследования, организованного Военно-медицинской академией имени Кирова и лабораторной службой Helix, телеканалу «МИР 24» рассказал врач-иммунолог Владимир Болибок.
- В ходе исследования проанализировали данные более полутора тысяч пациентов из 20 регионов России, которые перенесли коронавирус в тяжелой или в легкой форме. Оказалось, что титр антител выше у тех, кто старше. С чем это связано?
- Без антител после болезни оказалось менее 1% участников исследования в возрасте от 18 до 44 лет. В старших возрастных группах антитела были даже у тех, кто перенес болезнь бессимптомно. Можно ли считать, что иммунная система человека развивается и совершенствуется всю жизнь? Возможно ли, что с другими похожими болезнями большинство людей уже сталкивалось?
Владимир Болибок: Это и говорит о том, что те люди, которые выздоровели от ковида и у них нет антител, они справились за счет чисто клеточного иммунитета, им антитела были не нужны. Выработка антител говорит о том, что заболевание проходило достаточно не бесследно для иммунной системы, и остался след в виде антител.
У них не очень качественная выборка, потому что это было не специальное исследование, а исследование по тем данным, которые получены в результате госпитализаций и отслеживания за госпитализированными. Если взять амбулаторное звено, то там количество антител у бессимптомных носителей и количество у тех, кто перенес с симптомами, там другие соотношения.
- У мужчин наибольшая концентрация антител определялась на 45-й день исследования, а затем шла на убыль, а у женщин показатель продолжал увеличиваться до 180-го дня исследования. Чем это можно объяснить?
Владимир Болибок: Это давно известный факт: женский организм, как правило, вырабатывает гораздо больше антител, чем мужской. Это влияние половых гормонов и то, что женский организм вырабатывает антитела не только для себя, но и для того, чтобы при беременности передать свой иммунитет развивающемуся плоду.
Обратная сторона медали – это то, что женщины чаще страдают аутоиммунными заболеваниями, у них чаще возникает сбой в синтезе антител, и иммунная система через антитела начинает атаковывать свои собственные ткани.
- Ученые установили, что с 45-го по 90-й день после выздоровления у женщин старше 60 лет фиксируются необычно высокий, даже если человек перенес коронавирусную инфекцию в легкой форме, титр антител. Это объясняется тем же?
Владимир Болибок: Да, природный механизм срабатывает в пользу женщин, которые живут дольше, чем мужчины.
- Это исследование касалось только тех, кто перенес коронавирусную инфекцию. Можно такие же результаты перенести на тех, кто вакцинировался?
Владимир Болибок: Да, такие данные тоже есть, и все исследователи отмечают, что женский организм и на вакцины лучше отвечает – более высокие титры антител после вакцинации, и эти титры дольше сохраняются.
- Женский организм оказался сильнее? И клеточный иммунитет в возрасте не так срабатывает, как у молодежи, и это компенсация внутри организма?
Владимир Болибок: Да, верно. Чем моложе организм, тем более высокий клеточный иммунитет, требуется меньшее количество антител, чтобы победить болезнь. То же самое касается различия женщин и мужчин. Природа женщин вообще защищает лучше, потому что они – продолжательницы рода.
- Ученые обратили внимание, что у всех участников исследования антитела сохраняются минимум три месяца, а у тех, кто болел тяжело, у пожилых даже больше, чем полгода. Почему после вакцинации остается титр антител высоким даже через полгода?
Владимир Болибок: Для того и делается вакцинация обычно двумя дозами, чтобы был более продолжительный контакт с вакцинным материалом и чтобы как можно дольше сохранялся титр. Ревакцинация делается с целью, чтобы титр снова увеличился и еще дольше сохранялся.
- Вы поддерживаете вакцинацию через полгода после первичной вакцинации?
Владимир Болибок: Поддерживаю и вакцинацию, и ревакцинацию именно по той причине, что у нас, к сожалению, произошла смена штамма, и только достаточно высокий титр антител и достаточно хороший клеточный иммунитет может защитить от нового штамма. Мы никогда не знаем, появятся в дальнейшем новые штаммы или нет. Но, чем выше титр на старых штаммах, тем более надежно защищен будет человек от новых штаммов.
Подробнее в сюжете: Гости эфира