В ЕАЭС приняты новые редакции трех технических регламентов в сфере железнодорожного транспорта. Подробности телеканалу «МИР 24» рассказал директор департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Тимур Нурашев.
- Техрегламенты объединяет слово «безопасность»: о безопасности подвижного состава, скоростного железнодорожного транспорта и инфраструктуры. В чем важность этих документов и что не так со старыми регламентами?
Вместе с тем, понятно, что данные технические регламенты были приняты в 2011 году, за это время прошла большая практика – мир и технологии не стоят на месте, конечно, накопились вопросы, которые необходимо было усовершенствовать и решить. Во-первых, была уточнена область применения технических регламентов. Железнодорожная сфера активно развивается, постоянно появляются новые технологии, новые виды техники.
Например, техрегламент будет распространен на трехосные и четырехосные тележки – они раньше не были в области применения техрегламентов. Были уточнены вопросы, которые связаны с идентификацией продукции, как ее проходить – более четкие положения, регламентация этих процедур.
В 2018 году мы приняли типовые схемы оценки соответствия, и сегодня проводим работу по внесению изменений во все технические регламенты. Сейчас в работе 18 регламентов, где мы уточняем процедуры оценки соответствия, и в этих трех регламентах мы должны усовершенствовать процедуры оценки соответствия с тем решением Совета, которое было принято в 2018 году.
- Кто занимался разработкой новых техрегламентов?
Тимур Нурашев: Официальным разработчиком было Министерство транспорта России. Как вы знаете, у нас процедура разработки включает участие всех заинтересованных лиц – это железнодорожные администрации всех пяти государств, это бизнес. С 2016 года шел процесс разработки этих изменений. Пять лет они готовились, за эти пять лет были и спорные вопросы, были и разногласия. Наконец, мы пришли к единодушному проекту технических регламентов.
- Любой техрегламент так или иначе влияет на предпринимательскую деятельность. Бизнесу в этой ситуации стоит ждать положительных перемен?
Тимур Нурашев: У техрегламентов две задачи – безопасность и мы снимаем технические барьеры в торговле между странами, устанавливая единые требования. Мы не забываем и о бизнесе. Когда принимаются новые регламенты, вносятся изменения, обязательно проводится оценка регулирующего воздействия на предпринимательскую среду. Эти изменения – тоже не исключение. Более четкая регламентация процедур оценки соответствия существенно упрощает для бизнеса понимание, как применять эти техрегламенты.
Мы упростили некоторые вопросы, которые связаны с самой оценкой соответствия. При проведении сертификации продукции можно применять протоколы испытаний, которые проведены самими производителями.
- При работе над документами крупные металлургические и угольные предприятия и производители удобрений просили вывести из-под действия техрегламента свои маневровые локомотивы. Почему это было так важно? Разработчики учли пожелания?
Тимур Нурашев: Такие обращения поступали к нам в комиссию и к разработчику. Крупные предприятия и ассоциации говорили о том, что есть маневровые локомотивы, которые используются только внутри самого хозяйствующего субъекта, они не выходят на железную дорогу общего пользования. Процедуры, которые связаны с сертификацией, дорогостоящие. Получается излишняя нагрузка на бизнес. Этот вопрос был рассмотрен, и всеми странами поддержан, и маневровые локомотивы исключены из области применения технического регламента. Также исключены санитарные вагоны, вагоны врачебных и диагностических поездов.
- С какого момента начнут действовать новые регламенты?
Тимур Нурашев: С даты публикования решения Совета принят период 180 дней. Ориентировочно в марте 2022 года вступят в силу данные технические регламенты в новой редакции кроме объектов регулирования, которые впервые вводятся. Для них определен период 18 месяцев, чтобы и промышленность, и вся испытательная инфраструктура успела подготовиться.
Подробнее в сюжете: 10 лет ЕАЭС
Читайте также: