Великий композитор, который болел за ленинградский «Зенит». Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича, передает корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова.
Седьмая симфония – одно из самых известных произведений Шостаковича. Он начал писать ее в блокадном Ленинграде, а закончил в эвакуации в Куйбышеве. Позже партитуру привезли в осажденный город. В день планируемого наступления немцев симфония звучала из всех громкоговорителей.
Автор обращался и к блокадникам, и ко всему миру, боровшемуся с нацизмом. А спустя три года после победы композитора обвинили в излишнем «формализме» и выгнали из Консерватории. По мнению музыковедов, Шостакович вызывал ярость у тех, кто чинил расправы или проявлял трусость в периоды жестоких репрессий. Ведь все это слышалось в искренних произведениях с самого начала, когда автору едва исполнилось 19.
«Эта катастрофа, это не война. Это не войны, это не эпидемии, землетрясения, катаклизмы. А это катастрофа, которая произошла с человеком в 20 веке. И вот как это смог почувствовать этот юнец, я не представляю, но это факт», – рассказал композитор Игорь Рогалев.
Продолжая традицию русской литературы, Шостакович писал о маленьком человеке. Прямо как его любимый автор – Гоголь. В Самаре в честь юбилея композитора впервые поставили оперу «Игроки». Она была написана в 42-м году – одновременно с Ленинградской симфонией.
«Он писал параллельно с этим такое произведение необычное, уже во второй раз обращаясь к гоголевскому сюжету. Первый его опыт был «Нос», замечательная опера. И что-то его заставило эту оперу прекратить. Больше он никогда к ней не возвращался, и только самые близкие друзья и родственники знали о том, что он ее пишет», – рассказал художественный руководитель и главный дирижер Самарского театра оперы и балета Евгений Хохлов.
Артисты Самарского театра оперы и балета признаются: Шостакович для них не просто композитор, он – выразитель эпохи, понятный в любой точке планеты.
«Мне довелось участвовать в начале 2000-х годов в концертном исполнении оперы «Игроки» в Амстердаме. И для меня было удивительно, насколько публика, затаив дыхание, слушала эту оперу, как будто они понимали каждое слово. И потом очень бурно это все принималось», – отметил солист Самарского театра оперы и балета Андрей Антонов.
Симфонии и балеты – не единственная страсть Дмитрия Шостаковича. Композитор серьезно увлекался футболом. Болел за «Зенит», смотрел матчи – на трибуне и по телевизору. И даже сам писал спортивные статьи в газеты.
«Руководство российского футбола настолько уважало его эту страсть, что ему выдали почетное удостоверение. Он с этим удостоверением мог входить без билета на любой стадион Советского Союза», – отметил кандидат Искусствоведения Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Дмитрий Брагинский.
Футбол был спасением для Шостаковича в тяжелые времена – когда запрещали его музыку. Но несмотря на критику и гонения, он не раз становился лауреатом Сталинских премий, весь мир считает его одним из самых выдающихся композиторов XX века.
Подробнее в сюжете: Музыкальная шкатулка