32-летняя Ирина Гальчук работала юристом в свердловском онкоцентре. Отдыхать любила активно: забраться куда-нибудь повыше и там встречать рассвет. Кавказские горы – ее любовь с первого взгляда, передает «МИР 24».
«Она побывала в Приэльбрусье и поставила себе мечту подняться на Эльбрус», – рассказал друг друг Ирины Гальчук Александр Жуков.
Ее мечта почти сбылась. В ночь на 23 сентября Ирина вместе с туристической группой отправилась к самой высокой точке Европы – 5 642 метра. Во время восхождения ей стало плохо. Один из гидов, который сопровождал группу, решил спустить ее на седловину – перемычку между двумя горными вершинами. Но это Ирину не спасло.
«Я понял, что у нее то ли отек мозга, что-то такое. Внизу она умерла», – поделился участник группы Дмитрий Долгов.
Проводник пытался откачать девушку нашатырем. Специальных уколов от отеков легких, мозга и внезапной остановки сердца в его аптечке не оказалось. Не было даже кислорода. Это первое средство от горной болезни. Такой набор, по мнению профессиональных альпинистов, должен быть у каждой группы, идущей в горы. Но есть нюансы.
«По закону, если ты работаешь гидом, ты не имеешь права делать инъекции. Даже у МЧС есть в группе всегда доктор, который этим занимается. Если доктора нет, то даже люди, которые занимаются спасением, не имеют права делать инъекции. В СССР это было возможно, этому учили. Лично я не одного человека так в своей жизни спас», – рассказал альпинист, 10-кратный чемпион России по альпинизму Юрий Кошеленко.
Девушка и проводник были еще в связке, когда резко ухудшилась погода. Началась черная метель. Так называют плотный снег, сильный ветер и 20-градусный мороз. Гид оставил тело Ирины и решил спускаться – снежный буран угрожал его собственной жизни. Как только появилась мобильная связь, подал сигнал бедствия.
Три человека из группы решили не испытывать судьбу и остались в лагере. Остальные отправились на вершину. Почему их не остановили гиды, выясняют следователи.
«Возбуждено уголовное дело по признакам преступления предусмотренной частью 238 УК РФ. Это оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности гибель двух и более лиц», – сообщил старший помощник руководителя СК СУ РФ по КБР Мурат Багов.
В группе оказалось 19 человек из разных регионов России. Почти все новички, в горы поднимались впервые. Путь на вершину сразу не задался. Сорвались веревочные перила. Один из участников ударился о камни, сломал ногу. Пока ему оказывали помощь, перила и тропы замело снегом.
«Вы надеваете маску, буквально 10 секунд, она вся мокрая, покрывается снегом. Маску снимаешь, глаза залипают», – рассказал участник группы Дмитрий Долгов.
Гиды разделили туристов на две группы – медленных и быстрых. Это вторая фатальная ошибка. В горах этого делать категорически нельзя. В условиях нулевой видимости люди едва не потерялись.
«Мы оказались втроем. Потом я понял, что мы объединились со второй группой. В тумане нашли там по крикам друг друга», – рассказал участник группы Сергей Попов.
У Сергея Попова обморожено лицо. В горы он пошел налегке, в чем приехал. Тур на Эльбрус купил в интернете за 38 тысяч рублей. За эти деньги никакого специального снаряжения ему не предложили. По заключению врачей, все погибшие умерли от переохлаждения.
Тенгиз еженедельно выходит в горы с группой альпинистов, проводит занятия на леднике, учит ходить в связке желающих познать азы горного туризма. Говорит, профессиональных гидов мало. На всех желающих не хватает. Вот и появляются на таких опасных маршрутах проводники-частники.
«Человек, который три раза ходил на эту гору, может сказать, что готов вас провести. А какая у него квалификация, что он знает? Бывал ли он когда-нибудь в экстремальных ситуациях? При таком подходе трагедия может раз не произойти, 20-30 раз не произойти. Но это когда-нибудь обязательно произойдет», – считает инструктор по альпинизму, член РГО Тенгиз Мокаев.
Только в этом году в горах Кабардино-Балкарии погибли 23 туриста. 137 получили травмы. Спасатели выезжали 140 раз. По статистике, больше половины туристов о своем подъеме не сообщают в МЧС.
«У нас были случаи, когда люди переходили через ледник практически без кошек. Они сорвались в результате. Шесть человек, в том числе трое детей, пострадали. У них не было связи, мы про них вообще не знали. Через два дня они смогли выйти на связь и сообщили о случившемся. Два дня дети были на леднике», – рассказал начальник Нальчикского ВПСО МЧС России Мухаммат Гулиев.
Эльбрус считается не самой сложной вершиной для восхождения. В советские годы там даже устраивали Эльбрусиады – участвовать могли люди далекие от спорта при условии хорошего здоровья и погоды. Благоприятный исход восхождения во многом зависел от гидов, которые буквально «чувствовали» горы.
«Он просто поднимет палец в верх и скажет – погода портится, давление падает. Значит, будет шторм. Значит, никуда мы сегодня не пойдем», – отметил альпинист, 10-кратный чемпион России по альпинизму Юрий Кошеленко.
Подъем на Эльбрус не легкая прогулка. Все восхождения в советское время проводились под строгим надзором спасателей. За покорение горы давали значок «альпинист СССР» второй категории сложности. Считалось, что после такого можно смело идти на семь тысяч метров, например, в Гималаи. Сейчас любительский альпинизм никто не контролирует. А спасатели не в праве что-то запрещать.
«Во время СССР, когда контрольно-спасательная служба была, тогда были такие полномочия: закрыть определенный маршрут, было тесное взаимодействие между альплагерями и контрольно-спасательной службой», – отметил начальник Нальчикского ВПСО МЧС России Мухаммат Гулиев.
На Эльбрус каждый год приезжают сотни новичков. Тур можно купить в интернете. Опытные альпинисты советуют не доверять слишком дешевым предложениям. В горах важно иметь подходящую одежду, элементарное спасательное снаряжение и профессиональных проводников – одного на два-три человека. Так больше шансов остаться в живых.
Со следующего года все гиды будут проходить обязательную сертификацию. Проводник должен не просто знать маршрут, но и иметь разряд по альпинизму, горным лыжам и уметь оказать первую помощь. При этом и туристу, говорят спасатели, следует думать о своей безопасности. Горы не любят дилетантов.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе
Читайте также: