Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, программный директор Московского Международного кинофестиваля и телеведущий Кирилл Разлогов умер на 76-м году жизни. О том, каким он запомнился коллегам, рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» киновед Александр Шпагин.
«Это был человек века и один из самых крупных специалистов по истории кино среди всех специалистов – и наших, и зарубежных киноведов. А уж в нашей стране таких можно пересчитать по пальцам одной руки», – сказал кинокритик.
По словам Александра Шпагина, Разлогов был не просто специалистом по зарубежному кино, он был своего рода «культурным миссионером». «Он начал писать очень рано: первые его большие статьи были напечатаны в журнале «Искусство кино», когда ему был всего 21 год, и уже тогда он был невероятно «насмотренным» и очень сведущим в зарубежном кино человеком. Не знаю, как ему удавалось это в те годы, видимо, какие-то особые возможности у него для этого были. Во всем мировом киноведении он был очень уважаемым, компетентным специалистам. Поэтому в своих статьях, которые он оснащал необходимой в СССР критикой зарубежного кино, он все же умудрялся вставлять очень жесткие и точные формулировки, которые сводились к мысли: о Господи, как мы отстали от мирового киноведения! Мы плетемся в хвосте и ничего не знаем. Наша картина мира совершенно искажена», – рассказывает Шпагин.
По словам кинокритика, Кирилл Разлогов все время показывал, что наше видение мировых шедевров совершенно не соответствует истине, потому что они вообще о другом. «Чтобы это понимать, нужно читать философов, и в том числе переводить тех, кто еще не переведен. Это необходимо для понимания контекста. Все эти мысли Разлогов понемножку умудрялся вставлять в свои статьи, заставляя читателя думать», – говорит Александр Шпагин.
«А через некоторое время Кирилл Эмильевич стал вести свою миссионерскую практику на всех площадках, на которых это было возможно. В первую очередь во ВГИКе и в Доме кино, в Союзе архитекторов и в ЦДЛ он показывал то, что не выпущено в наш прокат – то, что нужно посмотреть культурному человеку. При этом ему это делать разрешалось! В то время уже начало меняться сознание общества: Юрий Андропов поставил Марка Захарова во главе Ленкома, Армена Медведева во главе Госкино. И деятельность Разлогова была частью того же процесса», – рассказывает кинокритик.
По словам Шпагина, деятельность Разлогова была направлена на то, чтобы люди понимали, что они живут не за железным занавесом, где из-за закрытости все понимается извращенно и неправильно, чтобы эти рамки расширялись.
Кроме того, Разлогов привозил много хорошего эротического кино. «Он немножко троллил этой эротикой наше трясущееся от страха общество. Ему это ужасно нравилось – это была его личная фишка. Конечно, это было высококачественное кино: «Империя чувств» и так далее. Но никто до него этого не делал, это шокировало и запоминалось», – вспоминает киновед.
«Разлогов был очень ироничный, умный человек, умеющий великолепным образом разрулить все сложные ситуации. Его невозможно было вывести из себя. Поначалу казалось, что он любую проблему топит в песке, но нет – это не так. Он именно красиво разруливал любой конфликт и виртуозно мирил полярные стороны. Но при этом у него был свой внутренний стержень и полное знание того, как тот или иной конфликт надо красиво и технично решить», – рассказывает Александр Шпагин.
«Поэтому когда он стал президентом Гильдии киноведов и кинокритиков, это было очень хорошо. Особенно в наше сложное время, когда Гильдия без конца раскалывалась на либералов и патриотов и все стали страшно конфликтными. В это время он сделал все возможное для того, чтобы эти ситуации сглаживать, и в тоже время вынести правильное толерантное и объективное решение», – говорит кинокритик.
«Он был удивительно объективным человеком и, может быть, даже немножечко Богом. А в жизни с ним встречаться всегда было очень приятно, потому что он был легким, веселым, ироничным человеком – остроумным и необыкновенно широких взглядов. У него просто не было недостатков – во всяком случае я не знаю ни одного!» – рассказывает Шпагин.
Как говорит кинокритик, Разлогов вывел на новый уровень понимания кино целое общество. «Он тихо-тихо, как Крысолов, повел за собой очень большое количество людей, которым он практически прочистил чакры и слегка изменил сознание. Потому что после каждой его статьи умный человек хватался за голову и понимал: «Какой же я лох! Сколько же всего на свете мы не знаем!». Но у нас у всех было понимание: следите за тем, что показывает Кирилл Эмильевич, и вы будете знать хоть что-то. В этом была его миссия, которая длилась всю его жизнь! Это был человек века, это очень крупная фигура была!» – подытожил Шпагин.