По данным нового исследования, уровень микропластика в организме младенцев почти в 15 раз выше, чем у взрослых. Насколько это опасно для детского здоровья, телеканалу «МИР 24» рассказал врач-педиатр Игорь Кашаба.
- Насколько критично превышение показателей?
- ПЭТ с медицинской точки зрения – насколько опасное вещество?
Игорь Кашаба: Если мы будем изучать все воздействия, то такие исследования мне не известны, но мы должны исходить из соображений целесообразности, насколько данное вещество является естественным природным метаболитом. Мы должны констатировать, что ничего хорошего из того, что окружает сейчас нас с точки зрения развития технологий и химической промышленности, нет, это нагружает нашу иммунную систему.
Если мы говорим о детях, то состояние здоровья, которое сейчас есть у детей во всем мире, и в нашей стране, – это причина не только для исследований, но и для коррекции пищевого поведения. То есть что мы употребляем, прежде всего, мама на первом году жизни ребенка, если она кормит ребенка грудью, должны задумываться и родители, и органы здравоохранения, те, кто отвечают за детское питание в том числе.
- Какие могут быть последствия для детского организма при высоком уровне ПЭТ?
Игорь Кашаба: Сами по себе эти вещества относятся к ксенобиотикам, которые циркулируют в природной среде, в среде питания, водного режима и так далее. Чрезмерная нагрузка на организм таких веществ, которые не являются естественными для обменных процессов, это всегда нагружает системы детоксикации, иммунного надзора и, чем больше их определяется, тем больше это влияние имеет на состояние здоровья детей.
- По мнению ученых, термопластик попадает вместе с пищей. Если детей кормит мама, она передает частицы этого термопластика?
Игорь Кашаба: Проникновение пластика в наш быт, с моей точки зрения, чрезмерно. Когда в океане образуются целые острова из пластика, естественно, это включается в метаболизм и рыб, и флоры, и в пищевые цепочки, в том числе, матерей. Видимо, это та проблема, с которой нам придется жить на протяжении ближайших десятилетий, но это не значит, что эту проблему не надо решать, просто надо переходить на другие формы упаковки, биоразлагаемые, чтобы это не появлялось в организме у матери, которая кормит ребенка грудью.
- По данным ученых, размер микропластика составляет менее 5 мм. Источником могут быть прорезыватели для зубов, детские бутылочки, соски. Неужели от всего нужно отказываться?
Игорь Кашаба: Когда я был студентом мединститута, я подрабатывал в отделении травматологии. У нас поступил ребенок до года, он еще ползал, и ему к руке на бинт был привязан кусок сала. Когда ему было нужно, он подтягивал этот бинт, засовывал кусок сала себе в рот, с таким аппетитом он его сосал, и дальше передвигался по всему отделению. Здоровее ребенка я не видел. Я не к тому, чтобы всех детей переводить на такой рацион, но, по крайней мере, ограничивать употребление каких-то продуктов, если есть возможность, маме готовиться к беременности, родам и грудному вскармливанию, желательно себя ограничивать и понимать последствия.
- Еще один важный момент – малыши иногда едят все подряд. Как родители могут этому помешать?
Игорь Кашаба: Давайте исходить из соображений целесообразности. Если ребенок все тащит в рот, такое поведение обусловлено тренировкой иммунной системы к тем вызовам, с которыми потом, когда ребенок вырастет, он столкнется: бактерии, бытовая грязь – это все тренирует иммунную систему. Чем стерильнее условия, и есть этому документальные, научные данные, когда мышей, например, пытаются вырастить в стерильных условиях, у них здоровье очень плохое, они быстрее погибают. Чем больше ребенок тянет в себя различных антигенов, то есть те веществ, которые тренируют его иммунную систему, тем у него будет лучше иммунная система. Здесь нужно соблюдать баланс – с одной стороны, в помещении не должно быть совсем стерильно, с другой стороны, должна быть адекватная нагрузка антигенная, чтобы формировалась его иммунная система.
- Чтобы снизить воздействие пластика на детский организм, нужно исключить пластик из производства детских товаров. Это возможно?
Игорь Кашаба: Это, скорее, к производителям пластика и к надзорным органам, но я хочу сказать, что контроль над детскими игрушками – из чего они делаются, какими красками покрываются эти изделия – это, с моей точки зрения, находится в сфере национальной безопасности.
За 30 лет уровень заболеваемости детей по некоторым классам заболеваний вырос в 2,5 – 4 раза. И это все негативное влияние питания, пластика, детских игрушек, интернета.
- Какие правила надо соблюдать, чтобы защитить детский организм от микропластика?
Игорь Кашаба: Первое – чтобы не разогревали детское питание в пластиковой посуде, особенно в микроволновой печи, потому что среда, которая там создается, как раз способствует переходу микропластика из бутылочки в детскую смесь. Возьмите себе за правило разогревать это либо в стеклянной посуде, либо на плите в металлической форме.
Исключите из своего рациона, примите меры безопасности (я по мам говорю), старайтесь питаться более-менее экологически чистыми продуктами, в которых вы уверены: побольше продуктов с рынка, которые вы можете себе позволить.
Третье – чем крепче будет иммунитет у вашего ребенка, чем с большим количеством антигенов до года он будет встречаться, тем крепче у него будет иммунитет, тем он будет здоровее. Это я вам говорю как иммунолог.
Подробнее в сюжете: Экологические проблемы