1 октября Народная артистка России Нина Усатова отмечает свой 70-летний юбилей. Она из тех актрис, которые не забываются никогда. Этой актрисе подвластно все. Ее диапазон – от драмы до комедии, от трагедии до фарса. И везде она органична. Везде заразительна. Подлинна. Достоверна. Про себя она говорит, что попала на сцену прямо из леса. В каком-то смысле, так оно и есть. В честь юбилея любимой актрисы рассказываем о ее деревенском детстве, о том, почему она поступила в институт только с пятой попытки, и как сложилась ее сценическая судьба.
Нина Усатова родилась 1 октября 1951 года в Алтайском крае, в 5 километрах от рабочего поселка Михайловский, на станции Малиновое озеро. Малиновым деревенское озеро казалось по вечерам оттого, что по берегам на поверхности земли проступали отложения соли и марганца. В ее семье не было людей искусства, это была простая рабочая семья: бабушка и дедушка, мама и папа, четыре сестры.
Отец, Усатов Николай Иванович, прошел всю войну и работал в лесничестве. Мать, Усатова Пелагея Степановна, вела домашнее хозяйство и ухаживала за домашней живностью. Семья была не бедной: большой огород, куры, скотина. И сама Нина Усатова, и три ее сестры с самого раннего возраста были приучены к крестьянскому труду: и за скотиной ухаживали, и огородом занимались, и домашние заботы делили поровну. Так что Нина с детства знала, что такое тяжелый крестьянский труд. Однако в своих интервью о детстве актриса вспоминает с упоением:
«Помню, как бегали дикий лук копать, как выводили жуков из их норок, еще вспоминаю, как по звездам гадали. Когда сено привозили, бывало, сначала в этом сене прыгали, дурачились, в прятки играли, а потом ложились и смотрели на небо. И загадывали желания. А зимой так иногда снегу наметало – домов было не видать. Только огоньки окон из сугробов светились.
Праздники вспоминаю. Какие гулянья тогда были! Когда зиму провожали, колхоз выделял десять троек. И все они запрягались, украшались и по-разному обыгрывались. Первая мчится тройка удалая, бубенцы звенят, а за ней кляча везет печку, с которой Емеля раскидывает блины по сторонам. И так каждая упряжка как будто из сказки какой. Сейчас мало кого на подобные праздники соберешь. А тогда ходили все, наряжались, кто во что хотел – сами, без всякой организации. И каждый как будто играл какую-то роль».
Актриса рассказывала, что в детстве у нее было весьма смутное представление о театре. А вот фильмов она смотрела много – на станцию регулярно приезжал вагон-клуб.
Когда семья перебралась в город Курган, Нина стала посещать кружок самодеятельности. «Как и все девочки, я коллекционировала открытки-фотографии артистов, – рассказывает Усатова. – Покупала все, что продавалось. Больше всего мне почему-то нравилась актриса Хитяева. Многие подруги начинали так же, как их кумиры, брови подводить, глаза щурить, улыбку такую же делать, как у кинозвезд, а я больше просто смотрела, любовалась».
Родители Нины Усатовой не слишком серьезно относились к ее увлечению сценой, но преподавательница театральной студии была настоящим энтузиастом и так зажгла многих своих воспитанников идеей поступления в театральное училище, что после получения аттестата чуть ли не вся их театральная студия в полном составе отправилась в Москву – поступать в Щукинское училище при Вахтанговском театре.
Нина была полноватой, веселой девушкой, совсем не красавицей, но с простонародным обаянием и мощным внутренним стержнем. Ни она сама, ни ее друзья и подружки не поступили в институт в тот год, но потом еще несколько лет упорно ездили в Москву и пытались поступить снова и снова. Через три года их осталось человек шесть, и они всей компанией устроились работать на суконную фабрику «Красный Октябрь» в городе Боровске Калужской области. Им дали на всех трехкомнатную квартиру в общежитии. Жизнь налаживалась, кое-кто из подружек Усатовой вышел замуж, окончательно осел в Боровске. Да и она сама уже была готова признать, что надо выбирать другую профессию. Нине даже удалось получить должность директора местного Дома культуры. Это ей нравилось: она была погружена в мир искусства, наблюдала за приезжающими на выступления актерами и постановочным процессом.
В 1974 году Нина Усатова решила попробовать поступить в «Щуку» в последний раз. Это была ее пятая попытка, и на этот раз ее приняли! Нина поступила на режиссерский факультет, который окончила, когда ей было уже 27 лет. На практику Нина Усатова отправилась в театр города Котласа Архангельской области, и это оказалось ее первой большой удачей, поскольку она сыграла там множество интересных ролей.
В одном из своих интервью Нина Усатова рассказывала: «Я приехала туда из Москвы вместе с подругой Таней Кожевниковой. Мы обе заканчивали режиссерский курс Щукинского училища при Вахтанговском театре. В Котлас мы приехали для постановки дипломных спектаклей. А поскольку пьесы включают в репертуар театра заранее, нас поставили в очередь.
Пока мы ждали своей очереди, мы были заняты в репертуаре как артистки. Я за это время сыграла столько ролей: больших, любимых, разных, причем таких, о которых даже не мечтала! Я играла Майку в «Дне свадьбы» Розова, а я никогда не блистала длинными ногами и узкой талией. И я такая счастливая была!
Моим партнером был замечательный артист Котласского городского театра драмы Владимир Поляков. Он поддерживал меня, начинающую артистку. Я не играла – я переживала эту роль: и смеялась, и плакала. У меня не было ни техники, ни практики, ничего, потому что я на профессиональную сцену пришла поздно, мне было 26 лет. Это был первый партнер на сцене, который глазами, каждой клеткой помогал мне. Тогда ведь в театре была сплошная любовь и дружба.
Потом я сразу получила главную роль в «Свои люди – сочтемся», роль Липочки, одну из моих любимых. Я ее играла в отрывках в училище и вообще мечтала когда-нибудь выйти в этой роли на сцену. В Котласском театре я ее вдоволь наигралась. В общем, два года, которые я там провела в ожидании дипломного спектакля, я вспоминаю с большой благодарностью».
К тому моменту в Ленинграде открылся Молодежный театр, и по совету своих институтских педагогов Нина Усатова отправилась туда. Приехала и навсегда осталась в этом прекрасном городе. Вот как она рассказывала об этом: «Я больше двадцати лет уже там. Сын мой теперь петербуржец, а я не то чтобы приросла уже к этому городу, его невозможно успеть изучить за одну жизнь, потому что это город-музей, город судеб, историй. Там настолько интересно жить, что рассказывать о нем можно бесконечно. А по Москве я не скучаю, потому что часто здесь бываю – и на спектакли езжу, и на съемки».
В 1989 году актриса пришла в труппу Большого драматического театра имени Товстоногова. Первой ее ролью в БДТ стала роскошная купчиха Домна Белотелова в комедии «Женитьба Бальзаминова».
Про свою театральную судьбу Усатова говорит так: «Я шла к этому, что называется, босиком, много лет жила в общежитиях и ни о какой славе не мечтала. Просто я очень хотела работать в театре и счастлива от того, что выхожу на сцену, занимаюсь любимым делом».
Среди ее театральных работ наиболее запоминающимися стали роли в спектаклях «Коварство и любовь» (жена Миллера), «Удалой молодец – гордость Запада» (вдова Куин), «Кадриль» (Макеевна), «Семейный портрет с посторонним» (Катерина), «Блажь!» (Серафима Сарытова). Нина Усатова также играла в антрепризах. В том числе в спектаклях «Мужчина, постойте!» и «Любовь – не картошка» на сцене Театра «Дом».
В кино актриса дебютировала в 1981 году, а известность к ней пришла после роли глухонемой в картине «Холодное лето пятьдесят третьего». Сейчас за плечами актрисы почти 100 ролей. Особенно запомнились зрителям ее работы в фильмах «Мусульманин», «Кадриль», «Окно в Париж», «Барак», «Next», «Фурцева», «Поп», «Легенда № 17», а также в телесериалах «Зал ожидания», «Пелагия и белый бульдог».
В 1995 году Нина Усатова приняла участие в «Русском проекте» – серии телевизионных роликов. Актриса сыграла деревенскую женщину, прибывшую в Москву проведать сына и увидевшую его на Красной площади в почетном карауле. Фразу «Дима, помаши рукой маме» повторяла вслед за Усатовой вся страна.
Про эту роль Усатова говорила: «В ней есть судьба, все про нее понятно: что за кадром, что после кадра будет. Вот я люблю такие роли – емкие, когда в них характер, судьба, вся жизнь за три минуты».
В 2021 году актриса появилась на экранах в сериале «Склифосовский-8», где сыграла роль Ирины Федоровны – директора турбазы.
Нина Усатова – мастер характерных ролей. И зрители, и критики единодушно признают, что актриса в равной степени прекрасна и убедительна в ролях и простой деревенской бабы, и самодурши-генеральши, и предводительницы племени. В своих интервью она говорит, что театр – это спасение от всего.
«Например, у меня столько проблем в жизни – я имею в виду бытовых. А в театре перешагнешь порог и забываешь все: что в мире творится, в политике, на экране телевизора. И происходит волшебство: погружаешься в совершенно другую атмосферу. День проходит со скоростью звука. Поэтому даже когда больной артист выходит на сцену, он излечивается».
Нина Усатова, по ее собственному признанию, очень домашняя, любит уют, тишину и покой. У нее есть взрослый сын, с отцом которого Усатова так и не расписалась. А вот замуж актриса вышла уже позже, зато раз и навсегда: она очень цельный человек и уж точно не из тех, за кем волочится шлейф сплетен и домыслов.
Ее муж Юрий Гурьев – лингвист родом из Тулы, преподаватель французского и немецкого языков. Впрочем, он еще и актер: в его копилке 18 киноработ, среди которых роли в фильмах «Апостол», «Пелагия и белый бульдог», «Баллада о бомбере» и «Раскол». В браке они уже более 25 лет, правда, в последнее время их союз стал гостевым – так удобнее обоим. Супруг Нины Усатовой проживает в родной Туле и время от времени приезжает к своей знаменитой жене погостить в Санкт-Петербург.
Коллеги и друзья Усатовой отзываются о ней как о замечательной рассказчице. Все они советуют ей написать книгу мемуаров. Актриса и сама об этом задумывается. Она хочет адресовать свои записки единственному сыну Николаю. Чтобы он почитал о ее детстве, деревне, рассказах ее родных, о впечатлениях от той ее жизни, когда будущая актриса еще только мечтала о сцене...