Совет ЕЭК утвердил общие принципы и подходы к продовольственной безопасности в ЕАЭС. Подробности телеканалу «МИР 24» рассказал директор департамента агропромышленной политики ЕЭК Армен Арутюнян.
- Для чего были разработаны эти принципы и какое влияние на экономику государств ЕАЭС они должны оказать?
Например, в этом документе отражено развитие органического сельского хозяйства, развитие товаропроводящей сети и инфраструктуры, работа, которую мы должны проделать с точки зрения обеспечения материально-технических ресурсов, плодоводства, повышения уровня самообеспеченности. Это тот основной документ, где отражены работы, которые мы реализуем и будем реализовывать.
- Как это будет работать на практике? Какие слабые места страны ЕАЭС смогут прикрывать?
Армен Арутюнян: Уровень самообеспеченности наших стран достиг в целом 93%. На сегодняшний день уровень самообеспеченности низкий только по плодам и ягодам. В этих направлениях, основываясь на нашем документе, мы с ООН сельскохозяйственной и продовольственной разрабатываем доклад лучшей мировой практики, как поддерживать и стимулировать эту отрасль. В конце года он будет представлен на конференции в качестве доклада, который станет хорошим инструментом для стран, чтобы подготавливать меры государственной поддержки, которые будут способствовать наращиванию производства фруктов и ягод в наших странах.
Также, например, на сегодня уровень самообеспеченности с точки зрения материально-технических и производственных ресурсов тоже является одним из приоритетов для нашей комиссии.
Например, мы импортируем генетику, семена, посадочный материал. Чтобы увеличить местное производство, в комиссии приняты меры поддержки семеноводства. Это документ, который отражает рекомендации. Мы проводим консультации с частным сектором, с мультинациональными организациями,с образовательными и научными центрами, чтобы подготовить план действий, которые будут способствовать наращиванию производства этих ресурсов в наших странах.
Еще одна инициатива, которая была одобрена несколько недель назад со стороны премьер-министров стран ЕАЭС, например, развитие органического сельского хозяйства – как с точки зрения обеспечения качественного продукта для нашего населения, так и с точки зрения доступа на премиальные рынки. Продовольственная безопасность – это не только самообеспеченность и производство, это и физическая доступность продуктов питания.
По инициативе Казахстана мы прорабатываем вопрос целесообразности формирования евразийской товаропроводящей сети, которая имеет четыре основных компонента: физическую инфраструктуру, цифровую платформу, зеленые коридоры и оптимальные маршруты поставок как внутри союза, так и с точки зрения доступа конкурентоспособной продукции на рынки третьих стран.
- Единая территория хранения, единая логистика на всей территории Союза?
Армен Арутюнян: Это в том числе вопрос, который прорабатывается в нашей комиссии, мы проводим работу с коллегами из Евразийского банка развития, с участием ООН.
В рамках этой работы проводится оценка существующей агрологистической инфраструктуры в странах ЕАЭС. В дальнейшем мы будем прорабатывать вопрос формирования единой цифровой площадки для обмена информацией между агрологистическими центрами. Третье направление – интеграция госуслуг, чтобы, если продукт попадает на один агрологистический центр, после этого обращение продукта должно быть свободным на территории всего Союза, и определение наиболее быстрых и эффективных механизмов доставки продукта в рамках Союза, а также с целью выхода на рынки третьих стран.
Все, о чем я говорю, является объектом изучения, которое мы проводим совместно с Евразийским банком. Думаю, что в конце этого года или в начале следующего у нас будет оценка целесообразности, насколько нам нужна товаропроводящая сеть. Думаю, со стороны наших коллег очень часто говорится, то такого рода инфраструктура должна развиваться и поддерживать торговлю сельхозпродуктами, а также мы должны рассмотреть, какие цифровые решения могут быть применимы с точки зрения обеспечения обмена информацией.
- Эти принципы предлагают введение некоторых моментов плановой экономики?
Армен Арутюнян: Ни в коем случае такого рода плановых элементов концепция не предполагает, поскольку все страны ЕАЭС работают в свободной конкурентной атмосфере. Исходя из природных, географических, а также конкурентных и сравнительных преимуществ те или иные страны в сельском хозяйстве работают лучше, например, с точки зрения плодоводства – Армения и Кыргызстан. Это традиционно для этих стран. То же можно сказать по виноделию в Армении, по молочной продукции в Беларуси, по пшенице в Казахстане, по красному мясу – в Российской Федерации. У каждой страны есть свои конкурентные преимущества, исходя из природных ресурсов. В зависимости от национальных программ государственной поддержки эти отрасли развиваются.
Если смотреть в целом, никаких элементов в наших документах не заложено. Наоборот, мы обеспечиваем беспрепятственную, конкурентоспособную среду, чтобы все производители в рамках Союза имели доступ к рынкам и конкурировали на честных условиях.
- Эти принципы предполагают недопустимость дискриминации участников рынка. Как это сочетается, например, с квотами и пошлинами на экспорт зерна и другого продовольствия, которое в России есть, но нет в других странах ЕАЭС?
Армен Арутюнян: В рамках нашей комиссии есть отдельные инструменты, чтобы сглаживать временный дефицит или изменяющуюся конъюнктуру на рынке. Это лишь временные инструменты, которые используются, например, в условиях кризиса, в условиях неблагоприятных погодных. В этих случаях у каждой страны есть право применять временные инструменты. Но, если посмотреть долгосрочно, у нас таких долгосрочных инструментов нет. Есть много механизмов, если те или иные страны сталкиваются с дефицитом каких-то продуктов, мы в рамках нашей работы, например, создали оперативную площадку, чтобы реагировать на такие запросы.
У нас создана вся инфраструктура, чтобы обеспечить взаимопомощь, если страны сталкиваются с дефицитом. Например, в прошлом году во время пандемии мы такой инструмент применяли, и он довольно эффективен, когда мы коллективно собираем группу на уровне заместителей министров, которые оперативно реагируют на такую ситуацию.
Конечно, в основе опять рыночные условия, потому что мы должны привлекать к этой работе бизнес, который должен общаться друг с другом, но у нас такого рода инструменты есть, и они довольно эффективны. Если в дальнейшем будут определенные кризисы, хотя с точки зрения производства, я думаю, их не должно быть, но при их наличии мы будем рассматривать другие механизмы. Но на сегодня инструменты, которые существуют в рамках нашей комиссии, достаточны, чтобы обеспечивать сглаживание тех или иных дефицитов в странах нашего Союза.
- Каковы возможности выхода на внешние рынки?
Армен Арутюнян: По отдельным продуктам это может быть евразийский бренд, если, скажем, мы работаем над органикой, но в целом частный сектор и бизнес сами находят рынки, и их открытие будет способствовать тому, что новые предприниматели, организации тоже смогут найти свое место.
Подробнее в сюжете: Гости эфира