18:28 15/10/2021

«Все в мире относительно»: в Театре Табакова возродили спектакль «Ночь в отеле»

Фото: Ксения Бубенец © предоставлены пресс-службой театра

– Вы знамениты!

– Вы тоже.

– У нас много общего!

В Театре Олега Табакова возродили спектакль «Ночь в отеле» по пьесе британского драматурга, киносценариста и режиссера, неоднократного лауреата самых престижных театральных премий («Тони», Лоуренса Оливье, Evening Standard Theatre Awards и многих других) Терри Джонсона. Пьеса носит название «Insignificance», что в буквальном переводе означает «незначительность». Но так ли все происходящее на сцене на самом деле незначительно?..

По сюжету в 1954 году в одном из номеров отеля в Нью-Йорке происходит довольно странная и вместе с тем удивительная встреча знаменитостей. Мэрилин Монро, Альберт Эйнштейн, Джо Ди Маджо, Джозеф Маккарти легко узнаваемы, но не названы автором. Могли ли на самом деле эти люди оказаться однажды все вместе и о чем бы они говорили?

– Пытались ли Вы это когда-нибудь доказать?

– Я никогда этого не опровергал.

– А если другие опровергнут?

– Уеду на рыбалку. Надолго…

Первое рождение спектакля произошло в 2019 году на Исторической сцене Театра Олега Табакова. Это первая постановка Владимира Машкова в статусе художественного руководителя. Теперь же «Ночь в отеле» играют на Новой сцене на Сухаревской. Частично изменился и актерский состав. В роли Актрисы дебютировала Анастасия Тимушкова, Сенатора – Александр Фисенко. Альберта Эйнштейна, как и прежде, играет Авангард Леонтьев, а Бейсболиста – Сергей Угрюмов.

«Великая и ужасная» Фаина Раневская

«У меня есть все, о чем я мечтала, и ничего из того, что я хочу»

Как и, главное, зачем известная актриса Мэрилин Монро приходит ночью в номер к популярному ученому Альберту Эйнштейну? И для чего это ей вдруг понадобилось обсуждать теорию относительности?.. Яростный стук в дверь. На пороге – ревнивый муж!..

Но главный конфликт развивается параллельно между ученым и сенатором. Какое же сотрудничество власти предлагают профессору и почему тот так настоятельно отказывается? А потом активным защитником становится Мэрилин… А ей-то какое дело до рукописей и научных открытий? За окном толпы поклонников, желающих заглянуть ей под юбку. Но не оттого ли она и ищет себе умного собеседника и тщетно пытается доказать, что «Вы должны воспринимать меня серьезно!»? А Эйнштейн подмечает: «Каждый, кто смотрит вверх, кажется себе крошечным, одиноким».

– Разберись, чего ты хочешь.

– Я не хочу хотеть.

У этих известных личностей есть свой «червячок» в душе, и каждый из них пытается найти дорогу к своей личной Вселенной, которая где-то там, внутри. Но как не заплутать и достичь цели? Как вообще понять, чего ты на самом деле хочешь? Что правда, а что вымысел? «Вас нет. Вы все в моем воображении», – говорит сенатор. И реальность сменяется ирреальностью. А, может, и не было ничего на самом деле? Нет, ну мы же знаем, что существуем. Но «знания не являются правдой. Это некий договор, – подмечает профессор. – Когда я говорю «я знаю», я перестаю думать, но чем больше я думаю, тем больше я знаю, что когда-нибудь приду к истине…»

А истину зритель сможет уловить в финале: взрыв, обрушение софитов, и летят листы рукописи ученого под звуки скрипки, и «пошло все к черту», ведь «все в мире относительно» и это комедия относительности.