За последний год в России рекордно подорожали стройматериалы, почему это произошло и что будет с ценами дальше, рассказал «МИР 24» главный редактор федерального информационного агентства «Строительство» Александр Гусев.
– Стремительный рост цены на стройматериалы начался примерно прошлой осенью. По данным экспертов, кирпич за это время подорожал на 85-90%, гидроизоляционные материалы – на 70%, трубы – на 130%. Что произошло?
Александр Гусев: Как мы помним, в прошлом году во многих регионах были приостановлены строительные работы, а потом, когда открыли возможность продолжать строительство, нужно было наращивать строителям темпы для того, чтобы успеть сдать объекты вовремя и потребовалось большое количество строительных материалов. Когда есть большой спрос, то предложение диктует свои цены. Что они сделали? Они повысили стоимость строительных материалов. В прошлом году это произошло резко, а в этом году это держится примерно на том же уровне с небольшими изменениями, но отката цен не происходит, потому что по-прежнему требуется большое количество строительных материалов. В этом году ввод жилья на 30% больше, чем в прошлом году – то есть это то жилье, которое было отложено, в том числе и по ковидным причинам. Эти темпы сохраняются. Последний пример – мешок пескобетона М-300 на рынке в Подмосковье весной стоил 150 рублей, летом – 160 рублей, а неделю назад – 180 рублей. Динамика роста цен продолжается. Конечно, она не так заметна, как если вы покупаете стройматериалы в ретейле, в сетевых больших магазинах, там с этим делом построже, поскольку заключаются долгосрочные контракты. Что касается на рынках и небольших оптовых компаний, то здесь цены могут расти значительно.
– Отдельная история с древесиной. Если посмотреть цены в июле, то они выросли почти в 4,5 раза. При том одновременно – и в США, и Китае, и в Европе, и в России. Это строительный бум так играет?
Александр Гусев: На западных рынках, в том числе в Америке древесиной торгуют на бирже, у нас древесиной на бирже не торгуют, как правило. Но в этом году, я изучал эту тему в июне, находясь в Архангельской области – региона, откуда поставляют древесину на Европейскую территорию России. Там в прошлом году приостановились работы – лесозаготовительные бригады распались, и люди нашли себе работу в других компаниях. Когда их начали опять собирать, то им нужно было предложить зарплату намного выше, чем была. Поэтому образовался некий вакуум, то есть бригад было меньше намного, их и сейчас меньше, и меньше леса добывают, а значит он дороже. Это восстановится тогда, когда мы восстановим объемы производства леса допандемийного периода.
Полная версия интервью – в видео.
Подробнее в сюжете: Гости эфира