В странах Содружества есть много священных мест, так или иначе связанных с пророком Мухаммедом. И пусть сам он не бывал в этих землях, зато отправлял сюда своих сподвижников проповедовать ислам. И когда нет возможности попасть в Мекку, мусульмане стран Содружества всегда могут поклониться святым местам в своих государствах. Есть минимум пять причин совершить паломничество в пределах СНГ.
В России проживает около 20 млн мусульман. Много исламских святынь находится в Республике Татарстан. На ее территории много веков назад располагалось древнее государство Волжская Булгария. Именно здесь в 922 году ислам был принят как государственная религия. Поэтому для российских мусульман земля Волжской Булгарии священна, как Мекка.
Сейчас на территории бывшей столицы Волжской Булгарии находится музей-заповедник. Несколько лет здесь вели раскопки древнего городища. Были обнаружены постройки разных периодов: ханский дворец, мечети, минареты, мавзолей. По легенде, в этой земле похоронены три сподвижника пророка Мухаммеда, которых он лично направил в эти края проповедовать ислам. Многие археологические объекты были восстановлены, о некоторых сохранились лишь воспоминания. Например, от Белой мечети осталось название, а построить ее решили по новым чертежам.
«Строилась она по инициативе первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева, архитектор – Сергей Петрович Шакуров. Архитектура здесь собирательного характера. Возьмем купол – это полная копия Кул-Шарифа в Казанском кремле. Два минарета по бокам мечети – это копии минаретов в мечети пророка Мухаммеда в Медине. Любой приближающийся со стороны парка видит то ли Тадж-Махал, то ли черты мечети шейха Зайда в Эмиратах», – рассказывает имам Али Хазрат Тазиев.
В Белой мечети хранится исламская святыня – волос из бороды пророка Мухаммеда. Этот священный дар российским мусульманам преподнес турецкий султан на рубеже XIX-XX веков. Хранится святыня в стеклянном сосуде, похожем на мечеть, доступ к ней всегда открыт.
В Азербайджане тоже есть места, связанные с пророком Мухаммедом. Одно из них – древняя мечеть в Баку под названием Биби Эйбат. Построена она на месте захоронения одного из прямых потомков пророка – Укеймы-ханум. Она происходит из рода дочери пророка Мухаммеда Фатимы. В Азербайджане Укейма-ханум предположительно поселилась в VIII веке н.э.
«Укейма-ханум прожила относительно долгую жизнь, – говорит ахунд мечети Биби Эйбат Гаджи Рахиб Бабаев. – Жила она неподалеку от побережья Каспия. После ее смерти местные жители возвели склеп над ее могилой. Вскоре это место стали почитать святым, в его окрестностях начали селиться религиозные деятели – шейхи».
Сведения о жизни внучки пророка Мухаммеда разнятся. По одной версии, у Укеймы-ханум не было мужа и детей, а жила она в Баку вместе со своими племянниками. По другой, это были ее дети: два сына и дочь. В любом случае Укейма-ханум вела праведную жизнь, как учил пророк Мухаммед, помогала нуждающимся.
После смерти внучки пророка над ее могилой возвели мавзолей, и около него начали происходить чудеса. Бездетные женщины приходили молиться Укейме-ханум, и у них рождались дети. Об этом факте упоминает даже известный французский писатель Александр Дюма. Он приезжал в Баку в середине XIX века и собирал интересные рассказы местных жителей.
«Надо трижды обойти усыпальницу Укеймы-ханум. Это действительно волшебное место. Пару лет назад моя знакомая пришла сюда и молилась о появлении внуков, сейчас она воспитывает уже троих внуков», – делится паломница Фарида Мамедова.
Со временем над усыпальницей построили мечеть, внутри которой покоится служанка Укеймы-ханум, в честь нее религиозное сооружение и получило свое название. Говорят, она была самым близким человеком Укеймы-ханум, она ей доверяла и всегда спрашивала советов. В мечети находятся могилы еще троих потомков пророка.
В азербайджанском поселке Бузовна находится еще одно священное место. По легенде, здесь ступала нога сподвижника пророка Мухаммеда. Святилище называется «Али Айагы», что в переводе означает «нога Али». Место названо в честь Али ибн Абу Талиба – двоюродного брата пророка и мужа его дочери Фатимы.
«Пророк Мухаммед воспитывал и вырастил Али, – рассказывает смотритель святилища «Али Айагы» Рамиль Агаев. – Он еще в детстве принял ислам. Али всегда поддерживал и помогал Мухаммеду нести в массы идеи исламской религии. Когда пророка пытались убить, Али был готов пожертвовать собой ради него. Надев плащ Мухаммеда, он лег в кровать пророка, чтобы недоброжелатели убили его».
О том, что Али был в Азербайджане, говорит следующая легенда. Жителю села однажды приснился загадочный старец. Он позвал за собой на берег моря и показал след от стопы, который никто не мог разрушить. Старец сказал, что здесь ступала нога Али, и наказал беречь отпечаток. Утром на указанном месте жители действительно обнаружили необычный след. Говорят, что тот самый житель и заложил фундамент святилища. Это было в XII веке. Сейчас отпечаток укрыт стеклом. Приходящие могут загадать желание, прикоснуться к стеклу, и все, о чем они молятся, сбудется.
Святилище «Али Айагы» посещали паломники из разных стран. Некоторые оставались на ночь, многие исцелялись от болезней. Слова благодарности посетители могут оставить в специальной книге, которая хранится в святилище. Одну из страничек в ней заполнил общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев.
Южный Кыргызстан, Джалал-Абадская область. В VIII веке это были ворота, через которые ислам пришел в Среднюю Азию. По преданию, первые 12 экспедиций потерпели неудачу, и тогда пророк Мухаммед лично отправил в поход Арыстан-Баба. Он даровал ему 400 лет жизни, чтобы Арыстан-Баб смог преодолеть все тяготы и лишения. Он дошел до южного склона Ферганского хребта, ходил по местным тропам и, возможно, пил из реки, которую впоследствии назвали в его честь – Арсланбоб. Основная цель Арыстан-Баба была проповедовать ислам, но пророк Мухаммед поставил перед святым еще несколько задач. Одна из них – найти «райское место».
Живописная долина с горными реками подходит идеально. Но был один минус: в то время в этой местности практически не росли деревья. Узнав об этом, пророк Мухаммед послал мешочек с семенами из райского сада, а Арыстан-Баб разбросал их с вершины горы – так и появился Арстанбап (Арсланбоб), или Рай на земле. Он славится одним из самых больших и древних орешников в мире. Общая площадь – свыше 600 тысяч гектаров. По мнению ученых, возраст некоторых деревьев превышает тысячу лет. Это священное место.
Выполняя волю пророка Мухаммеда, Арыстан-Баб остался жить в Райском месте. Мансуралы Маллабаев – потомок святого в 47-м поколении. Он посвятил больше 30 лет изучению жизни почитаемого предка. К легендам относится с почтением, но больше доверяет историческим фактам, например, родословному древу – санжыра, которое составляют в его роду несколько веков.
«Настоящее имя святого Арыстан-Бабы – Исхак, – отмечает Маллабаев. – Его можно считать основателем царства Караханидов. Их территория простиралась от Каспия до Балхаша. Здесь до сих пор находят монеты VIII века. На них имя «Исках» выбито на арабском и древнетюркском языках».
По преданию, Арыстан-Баб умер во время молитвы от рук язычников. Недалеко от орешника, любимого места проповедника, возведен мавзолей в честь святого.
В 100 километрах от мавзолея Арыстан-Баба находится могила другого проповедника ислама – не менее легендарного Падыш-Аты. Саид Камал Аддин Салмани аль-Фарси – вот какое имя скрывается за титулом правителя – Падыш-Аты. Саид прибыл в Среднюю Азию, чтобы распространять ислам. Предания гласят, что благословение на путешествие он получил лично от пророка Мухаммеда. Во времена Падыш-Аты многие жители здешних мест были язычниками. И однажды они напали на мусульман во время пятничной молитвы.
В мечети было убито около трех тысяч человек, но Саиду удалось спастись. После этого он скрывался в горной пещере, а затем вновь спустился к людям и продолжил проповедовать. Перед своей смертью Падыш-Ата завещал похоронить его на земле предков и предупредил своих людей, чтобы те несли его тело без остановок, ни в коем случае не опускали на землю – иначе поднять его будет уже невозможно. После того как Падыш-Ата скончался, люди, как и было велено, несли тело, четко соблюдая указ, пока в один из дней на берегу не появилась куропатка. Люди отвлеклись и погнались за ней, забыв о наставлении. А Падыш-Ата навсегда остался на этом месте.
Над могилой Падыш-Аты позже возвели мавзолей. В годы советского атеизма мазар был разрушен. Только в конце ХХ века усыпальницу богослова отреставрировали. Мазар Падыш-Аты находится в одноименном государственном заповеднике, через который протекает река, названная в честь проповедника – Падыш-Ата. Могила расположена в достаточно опасном месте. С одной стороны крутой обрыв, с другой ее окружают отвесные скалы. Нередко бывают землетрясения, в 1947 году кусок отколовшейся скалы чудом не упал на могилу. Тогда смотрители увидели в этом нечто сверхъестественное, было решено оставить камни на этом же месте.
Мавзолеи Арыстан-Баба и Падыш-Аты – священные места. Если у верующего нет возможности совершить хадж, то он отправляется к этим святыням. Считается, что поклониться могилам праведников, лично видевших пророка Мухаммеда и получавших от него благословения, все равно, что прикоснуться к священной земле Мекке.
Подробнее в сюжете: СНГ: история и векторы развития