В театре «Модерн» вновь оригинальный подход к искусству. На этот раз худрук театра Юрий Грымов обещает трилогию «Антихрист и Христос». И премьера первой постановки «Петр» состоялась!
«Наполовину образованный царь, наполовину – дикарь»
В центре внимания – историческая личность. Петр Первый предстает фигурой весьма противоречивой. Мы видим его и темные, и светлые стороны. Так кем же был на самом деле царь – Антихристом или Христосом? И чего больше он сделал за свою жизнь – добра или злодеяния?
Кулисы опущены. И мы видим обратный отсчет с акцентами на ярких исторических событиях, который переносит нас в те дальние времена – в эпоху царствования Петра. Занавес поднимается – сверху свисают повешенные. Мрак, темнота, ужас и страх, мухи… Неужели человек, который так безжалостно расправляется с людьми, будет стремиться к просвещению народа? А между тем он действительно негодует: «Народ русский – они как дети малые: за науку не возьмутся, пока не заставишь. А как выучатся – благодарят…»
Но сама личность Петра очень противоречива и неоднозначна. Грымов в этом спектакле не поет оду царю и не осуждает его. Он лишь дает понять зрителю, как уязвим любой человек, независимо от того, какой властью наделен. И, кажется, чем выше взлетаешь – тем больнее падать. Однако, как и каждый из нас, он стремился к добродетели, но, похоже, так и не научился прощать, о чем ярко свидетельствует количество трупов и голова приближенного, которую он намерен поставить в кунсткамере. А тем временем на Руси повсюду водка и грязь. И он заставляет брить бороды и хоронить на европейский манер, переносит дату празднования Нового года, пытается просвещать, чтобы избавить страну от невежества, а иностранные посланники тем временем пытаются залезть к возлюбленным под юбку и сидят на сгорбленных женщинах с «храмами на спине». И невольно возникает вопрос: на ком Русь-то держится?..
Особо хочется отметить сценографию, которая, кстати, тоже – дело рук Юрия Грымова. Здесь нет ярких и масштабных декораций. Лишь небольшие атрибуты. Акцент сделан на костюмах – очень масштабных, ярких и красочных. Некоторые, между прочим, были напечатаны на 3D-принтере. И это уже заслуга Ирэны Белоусовой. В центре внимания артисты, профессионально раскрывающие внутренний мир действующих лиц! Но есть и детали, которые неизменно бросаются в глаза, потому что именно с помощью них авторы постановки расставляют смысловые акценты. Это полиэтиленовая пленка, взмывающая периодически вверх от ветра и стойко ассоциирующаяся с парусами, а также свисающие откуда-то сверху трупы.
«Боюсь, после моей смерти всё прахом пойдет. Так хоть город останется. Петербургом назову!»
Но как бы там ни было Петр – безусловно личность интересная, он и зубы может вытащить своим солдатам при необходимости, и военный поход организовать. Сильный, умный, властвующий… Но отчего же так часто наедине с самим собой он приходит в уныние? Можно ли доверять хоть кому-то в этой жизни? Жене? Сыну? Приближенным? Да куда там, самому-то себе порой нельзя! Недаром Юрий Грымов подмечает: «Работая над спектаклем, я никогда не знаю заранее, какие новые смыслы найду при его создании. И сейчас название я трактую так: не «Петр Первый», а «Петр Один...»
И мы видим то Петра в сорочке, то при полном обмундировании. И невольно вспоминаем, что некоторые историки выдвигали версию о подмене Петра Первого во время путешествия по Европе. Череда исторических событий как на ладони. Большое количество аллюзий, но вместе с тем полное погружение во внутренний мир царской особы давно минувших дней – вот что, пожалуй, самое ценное, что удалось воссоздать Юрию Грымову вместе со всей командой «Модерна».
«Гиблое место – Москва. В Европе города по тысячу лет стоят. Москва горела от чего? От шутихи занялась. Что за русский народ? Врагу Москву ни разу не отдали, а сами спьяну сожгли. Недаром у нас говорят: бей своих, чтобы чужие боялись. Душно здесь. Если печь с угаром, то надо окно настежь открыть. А еще лучше – негодную печь сломать, а новую поставить…» И, кажется, сам Петр уже задыхается в этой Москве, от того-то и решает поставить новый город на Неве. Могла ли эта идеи не встретить сопротивления? Нет, русский народ так устроен, что испокон веков активно противится всему новому. Да и как понять и поверить, что это новое – на благо, а не во вред? И то, к чему мы так привыкли сегодня: отсутствию бороды, празднованию Нового года зимой и многому другому – тогда казалось настоящим исчадием ада.
«Только вперед не болтай лишнего. Кому ныне правда нужна? Потерпи»
Весь спектакль – как сон, будто листаешь страницы истории, которые периодически оживают. На эту мысль наталкивают и некоторые мизансцены, когда из картинки рождается действие. Простых и легких эмоций ожидать точно не стоит, но то, что эта постановка заставит задуматься каждого – факт бесспорный.
А правители тоже люди! Но каждый ли способен вынести на своих плечах такой груз ответственности и не сойти в конечном счете с ума? «Я вот с детства терплю», – говорит сын Петра Первого и бежит со двора подальше. Но нужно ли терпеть или можно что-то изменить? И какую цену придется заплатить за свои деяния?
- На, пощупай, человек я, а не дьявол.
- Дурак ты, царь, дурак…
И вот уже близка развязка… Отец и сын в белых сорочках. Но Петр весь в крови, а Алексей пока еще чист и словно безвинен. Но греха хватает и у него за пазухой, только пока еще эти грехи другого характера. А Петр – без парика бьется в припадке в сорочке – вот она слабость сильных.
- Не оставляй меня, мне страшно...
- Казну разворовали, думали – не выживу...
- Высоко сидишь, но корона твоя сияет, а не прельстишь…
И вот уже огромная голова китайского дракона заполняет всю сцену, а где-то между – люди с кабаньими головами и священник – все смешалось от петровских реформ.
«Так кто же я – Антихрист или Христос? Покарай меня, Господи, а Россию спаси!»
Подробнее в сюжете: Театр