Ровно 80 лет назад на Красной площади, в сердце Советского Союза прошел исторический парад. В прямом смысле – парад, изменивший ход истории. Все подробности – у специального корреспондента телеканала «МИР 24» Глеба Стерхова.
«За полный разгром немецких захватчиков! Смерть немецким оккупантам! Да здравствует наша славная Родина, ее свобода, ее независимость! Под знаменем великого Ленина вперед к победе!».
25 минут, которые потрясли мир. И которые этот самый мир помогли отстоять и сохранить. Это был самый короткий парад за всю историю существования Красной Армии. Его спланировали за считанные дни в обстановке строжайшей секретности.
«Слава героям-артиллеристам, мужественно отражающим фашистские полчища!».
А ведь еще несколько дней назад Гитлер верил в скорую победу. Позади четыре месяца блицкрига. Красная Армия терпит поражение за поражением. Гибнут целыми дивизиями, сотни тысяч солдат попадают в плен. Фронт – в 30 километрах от Москвы. И там уже ходят слухи, что Сталина давно нет в столице. А сами военные даже просят генералиссимуса перенести штаб Западного фронта с подмосковной передовой в Аразамас – за сотни километров.
«Сталин спрашивает у своего собеседника, какие у вас есть лопаты. Тот в замешательстве. Наконец ему говорят: столько-то штыковых, столько-то совковых. А что такое, товарищ Сталин? Берите лопаты и ройте себе могилы, я остаюсь в Москве», – рассказал старший научный сотрудник Центра истории войн и геополитики Института всеобщей истории РАН Дмитрий Суржик.
Он берет всю ответственность на себя. И все ключевые решения теперь принимает сам. Одно из них – тот самый парад под носом у немцев.
Накануне – предпраздничное собрание. В Большом театре уже нельзя – заминировали на случай вторжения. Встречались под землей, на платформе станции метро «Маяковская». Именно там впервые прозвучали слова «Наше дело правое. Победа будет за нами».
А в 23:00 командиры частей получают приказ с личным составом завтра в 10 утра выйти на парад. Радийщикам – транслировать на весь мир. Кинооператорам – снимать. После чего монтаж и массовый показ – везде. В распоряжении студии кинохроники – с десяток камер. И лишь одна записывает звук синхронно с картинкой. Она у группы кинооператора Марка Трояновского. Ему велено прибыть на место заранее, выставить аппаратуру и ровно в 10 начать работу.
«Отец даже проспал немного, он писал – проснулся в 7:20, сел в машину, поехал кругом. Нельзя было через Каменный мост ехать, он был перекрыт, как в мирное время. Поехал по Садовому кольцу на студию. И по трансляции услышал: парад идет. Он быстро доехал до студии, схватил операторов, ему дали пропуск», – рассказал сын кинооператора Марка Трояновского Алексей Трояновский.
Но было уже поздно. Оказывается, из соображений безопасности начало парада перенесли на два часа раньше, на 8 утра. И киногруппа Трояновского, ворвавшись на Красную площадь, застала лишь хвост уходящей колонны тяжелой техники в финале. Это был провал.
«Потому что речь Сталина никто не снял. Стали выяснять, кто виноват. Ну, никто не виноват. Должны были сообщить, что парад перенесли. А попросту это сделать забыли», – сказал Алексей Трояновский.
Однако миллионы людей обращение Сталина и увидели, и услышали. Его все-таки записали со звуком, но несколькими неделям позже. В Свердловском зале бывшего здания Сената построили макет центральной трибуны мавзолея. И Сталин по памяти повторил все то, что говорил бойцам Красной Армии 7 ноября.
«На вас смотрят все народы Европы, временно подпавшие под иго немецкой тирании, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии. Вы ведете войну освободительную, справедливую».
Звукорежиссеры искусно наложили эхо. Лишь одно выдавало постановку – изо рта Сталина не выходил пар, а ведь на улице тогда было почти 20 градусов мороза.
«Как ни открывали окна, как ни пытались создать тот температурный режим, который требовался, этого не получилось. Но, в принципе, это, наверное, было и не столь важно. Тем более, что кроме тех кадров, которые снимались специально для этой картины 7-го числа, там присутствовала масса других операторов», – пояснил писатель, кинодокументалист, сотрудник научно-методического отдела Музея Победы на Поклонной горе Андрей Купарев.
Радиотрансляцию парада в прямом эфире слушал и сам Гитлер. Он пришел в ярость. И приказал немедленно поднять в воздух бомбардировщики.
«Никакой другой реакции не нужно было ожидать. И это опять очень, очень сильный ход. Сильный ход как для достижения целей повышения боевого духа советских войск, гражданского населения. Так и очень сильный удар по самонадеянности наступающего врага», – отметил Андрей Купарев.
Ни один из 34 самолетов на базу не вернулся – еще на подлете к городу они нарвались на советские зенитки.
Все это впечатлило союзников, особенно британского премьера. Черчилль лично убедил президента США Рузвельта начать военную помощь Советскому Союзу. Именно 7 ноября, после парада на Красной площади, СССР официально присоединят к программе поставок по ленд-лизу.
Все 28 с половиной тысяч участников парада ушли на передовую. Выступление вождя и кадры шествия смонтировали в короткометражку и разослали по кинотеатрам. По всей стране – волна мобилизации из добровольцев. Это был небывалый всенародный подъем.
«Лучшие сыны советского народа идут на защиту родной Москвы».
Кадры парада 7 ноября вошли и в главный документальный фильм Великой Отечественной «Разгром немецких войск под Москвой». Работала над картиной та же группа кинооператоров и режиссеров.
«6 декабря 1941 года войска Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление».
На съемки на передовую полтора десятка репортеров ездили каждый день, без выходных. Обратно каждый со стопкой бобин пленки на проявку.
«Каждый шаг немцев по московской земле стоит им крови. Они рвутся к Москве, шагая по собственным трупам».
В итоге получилась хроника на час с лишним. И в отборе материала, и в процессе монтажа Сталин принимал личное участие.
«Это был большой труд. Почти полтора-два десятка человек трудились, затем все это монтировали. И, наконец, эти фильмы были разосланы в Великобританию, США, где также вызвали большой ажиотаж, большое уважение к Советскому Союзу», – рассказал Дмитрий Суржик.
«За время с 16 ноября по 10 декабря только лишь под Москвой немцы потеряли свыше 85 тысяч убитыми».
Американцы сделали не только свою озвучку. «Москва наносит ответный удар» – под таким названием от Голливуда фильм узнали союзники.
«Сталин на них произвел впечатление одушевленной машины. Он знает, чего хочет. Он твердо решил отстоять Москву. Он, безусловно, будет победителем. Примерно так описывали его и английские представители, и американские», –отметил Дмитрий Суржик.
В 1943-м эта лента заработала первый в истории СССР «Оскар». Впрочем, долгие годы советским гражданам эта награда ни о чем не говорила. Куда престижнее и понятнее были Сталинские премии создателям фильма. За огромный вклад в приближение дня Великой Победы.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе
Читайте также: