В США и Коста-Рике начинают прививать от коронавируса детей от 5 до 11 лет. О скором окончании экспертизы детской вакцины от COVID-19 заявил и глава российского Минздрава Михаил Мурашко. В чем особенность детской вакцинации и насколько она необходима, телеканалу «МИР 24» рассказала кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по медицинской части Научно-исследовательского клинического института детства Министерства здравоохранения Московской области Алиса Медкова.
- Лично вы как относитесь к решению американских властей?
Более того, США напуганы довольно высокой смертностью детей в этой возрастной группе – это 94 ребенка на сегодня, поэтому решение оправдано и ожидаемо. 2 ноября приняли это решение, и сейчас должны дать окончательное разрешение.
- Чтобы протестировать свои препараты на детях, американской и немецкой компаниям понадобилось 8 месяцев. Этого достаточно для испытания детской вакцины?
Алиса Медкова: У любой вакцины есть определенные этапы исследования: базовый, который длится несколько лет, доклинический – 2 года. У клинического этапа есть свои. Эти вакцины уже применяли на взрослых добровольцах, они исследовались и применялись уже в рамках широкомасштабной вакцинации населения. Поэтому нельзя сказать, что эти вакцины не исследованы, данные по их применению уже есть. Нам оставалось только проверить, как реагируют детские организмы.
На сегодняшний день они пишут о том, дают заключения, что вакцины безопасны, эффективны, дают хороший иммунный ответ в этой возрастной группе от 5 до 11 лет.
- О начале детской вакцинации объявила и Коста-Рика, и первой в мире сделала ее обязательной. С марта будущего года за отказ от прививки детей от 5 до 11 лет родителям грозят серьезные санкции, вплоть до лишения родительских прав. Необходимость в такой жесткой позиции есть?
Алиса Медкова: Во всех развитых да и развивающихся странах охрана здоровья детского населения является первостепенной задачей. Не являемся исключением и мы в Российской Федерации. У нас объявлена программа «10-летие детства», которая курируется лично президентом. Чтобы охранять здоровье детского населения, мы можем идти на крайние меры, потому что родители далеко не всегда могут оценить серьезность последствий, в частности, ковида у ребенка.
- Детская вакцинация от коронавируса рекомендована также во Франции, Италии, Испании. О скором окончании детской вакцинации от COVID-19 заявил и глава российского Минздрава Михаил Мурашко. Какую роль она может сыграть в борьбе с пандемией?
Алиса Медкова: Прямую. Потому что в начале пандемии считалось, что дети не болеют в принципе. Затем появились данные, что развивается мультисистемный воспалительный синдром. В настоящее время увеличилось количество госпитализаций детей в реанимационные отделения с тяжелыми формами пневмонии. Мы видим утяжеление течения ковида у детей. Конечно, это заставляет врачебные научные сообщества очень нервничать по этому поводу. Поэтому вакцинация детского населения – прямая защита от тяжелых форм заболевания и от смерти.
- По словам главы Минздрава, детская форма вакцины появится уже совсем скоро. Насколько сильно она будет отличаться от взрослой прививки?
Алиса Медкова: Серьезных отличий нет в составе. Основное отличие – доза. Детская доза будет отличаться в 5 и 10 раз, это обусловлено тем, что дети весят меньше взрослых. По действию, иммуногенности, безопасности вакцина будет точно такая же.
- Можем ли мы сравнить данные? В конце октября в Москве завершился первый этап испытаний «Спутника V» для подростков от 12 до 17 лет. Как показали результаты, двукратная вакцинация способна приводить к формированию хорошего клеточного иммунитета. Стоит ли ждать такого же эффекта и для детей младшего возраста?
Алиса Медкова: Конечно. Здесь принципиальных отличий не будет, прививка будет тоже делаться внутримышечной инъекцией, двукратно с перерывом в три недели – 21 день.
- Если сравнить реакцию детского и подросткового организмов, какие-то выводы можно сделать?
Алиса Медкова: Можно провести параллели по тому, как переносят инфекцию дети младшего и старшего возрастов. Могут быть неспецифические реакции, температура, но это как на любую прививку у любого ребенка. Ребенка необходимо подготовить, возможно, сдать анализы, чтобы точно знать, что он на момент вакцинации не болеет ОРВИ.
- Родители часто выступают и против традиционных прививок. Чем рискуют они в случае отказа от вакцинации детей от ковида?
Алиса Медкова: Жизнью и здоровьем своего ребенка.
- В каких случаях не стоит ребенка прививать? Какие могут быть противопоказания?
Алиса Медкова: Их немного – наличие ОРВИ на момент вакцинации. Тогда дается медотвод на две недели до полного выздоровления и восстановления ребенка от вирусной инфекции. После этого рекомендуется сдать рутинные тесты, общий анализ крови, мочи. Если состояние ребенка больше не вызывает опасений, то можно спокойно вакцинироваться.
Есть группа детей с первичным иммунодефицитом, который диагностируется либо в раннем возрасте, либо чуть позже. Они наблюдаются особыми специалистами, они стоят на учете у иммунологов, которые и дают им свои рекомендации. Но таких детей очень мало. Дети с хроническими заболеваниями нервной системы, почек, ЖКТ тоже стоят на учете у специалистов, и график иммунизации таким детям подбирается индивидуально. Но не говорится о том, что у них по жизни медицинский отвод от вакцинации.
- Нужно ли включать детскую вакцинацию от коронавируса в национальный календарь детских прививок?
Алиса Медкова : Этот вопрос дискутабельный, мы живем, скорее, в начале пандемии. Через несколько лет, когда поймем, как этот вирус себя ведет, как накопится коллективный иммунитет, пойдет ли на спад заболеваемость в ближайший год, тогда уже будет понятно, как вообще с этой прививкой нам быть. Будет ли это ежегодная вакцинация, как против гриппа, нам рекомендоваться, или это будет чаще – раз в полгода – все будет зависеть еще и от того, как будет вести себя сам вирус, как часто он будет мутировать, какие неприятности он нам в дальнейшем может доставить.
- В России детская вакцинация от коронавируса не за горами. Подводя итоги, что можете посоветовать родителям, которые сомневаются, нужная такая прививка ребенку или нет?
Алиса Медкова: Обязательно нужно взвешивать риски и пользу от вакцинации. Пришли к выводу специалисты во всем мире, включая и США, и страны Европы, где сейчас начали эту вакцинацию, безусловно, польза от вакцинации превышает риск от нее. Поэтому, если мы хотим сохранить здоровье своего ребенка, предотвратить у него развитие тяжелой формы пневмонии, предотвратить развитие мультисистемного воспалительного синдрома, более отдаленные последствия перенесенного коронавируса (а на сегодняшний день очень много дебютов аутоиммунных заболеваний после ковида, а не после вакцинации), единственное, что мы можем на сегодняшний день сделать, это профилактика, и пока это только вакцинация.
Подробнее в сюжете: Гости эфира